Юмор - это юмор, а сатира - это вроде бы высмеивание недостатков человека
ЧАПАЕВ
<span>Как стал народным героем Чапаев? Что вообще значит - народный герой? Как и чем Чапаев из жизни отличается от Чапаева из книги, кино и анекдотов? Что стало подлинной причиной его гибели?
</span><span>Станислав Раздорский: Умер он довольно рано, в 32 года. Дольше ему не было смысла жить. Он погиб, проиграв единственный в своей жизни бой, бой, который не должен был проигрывать по военному раскладу противоборствующих сторон. Ему незачем было дальше жить.
</span><span>Петр Вайль: Супруги Елена и Станислав Раздорские сняли документальный фильм "Любовь Чапая". Они изучили множество документов, писем, дневников, мемуаров, свидетельств. Подлинной, глубинной причиной смерти Чапаева Раздорские считают любовную драму. До гибели была жизнь Чапаева в реальности. После гибели - в легенде.
</span><span>Давайте начнем с самого простого. Почему Чапаев сделался народным героем, сейчас уже можно сказать - на все времена? Потому что после книги Фурманова не было такой известности, но после фильма братьев Васильевых, с 34-го года и по сей день нет человека на всем пространстве от Карпат до Камчатки, который не знал бы о Чапаеве. А, скорее всего, и видел этот фильм, и, уж точно, десяток анекдотов о Чапаеве в памяти держит. Почему это, по-вашему, произошло?
</span><span>Даниил Дондурей: Есть какая-то очень важная народная потребность. При этом, это никак не связано ни с уровнем образования, ни с этнокультурными особенностями, потребность в таком человеке, который находится вне времени, вне пространства, вне социальных, имущественных и любых других групп. Это такое идеальное видение народного героя. Когда идет атака каппелевцев, знаменитая психическая атака в этом фильме, один из наблюдающих говорит: "Вот как идут! Интеллигенты..." Интеллигенты - это некоторое противостояние, другие люди, не народ. Что было, кстати, очень важно и для Сталина, и для всех тех уже конкретных интерпретаторов периода до 37-го года, поскольку уже из Ленинграда интеллигенцию выгоняли, уже дворян выдворяли.
</span><span>Петр Вайль: Говорит кинорежиссер и литератор Олег Ковалов.
</span><span>Олег Ковалов: Люди, которые знают социальную историю советской страны, например, Константин Симонов, утверждают, что фильм о Чапаеве был снят потому, что Сталин, к моменту съемок этого фильма, замыслил истребить самых крупных военачальников Советского Союза. И ему нужен был не конкретный человек, типа Тухачевского, а человек второго ряда, который скорее был бы не реальным человеком, а символом военачальника. Так родился фильм "Чапаев". Когда Сталин встречался с Александром Довженко, он говорил: "За вами долг - украинский "Чапаев". Фильм "Чапаев" - это идеальная картина, нужно снять украинский вариант". Поэтому Александр Довженко снял фильм "Щорс". То есть, Сталин целенаправленно, как продюсер, делал пантеон мифологических героев гражданской войны. Не исторических героев: мы знаем, что Красную армию создавал Троцкий, а многие командиры были на подозрении в то время. И Сталин уводил от всякой конкретики.
</span>
<span>Как-то так : В 18… году в </span><span>Париже</span><span> </span><span>рассказчик — безымянный герой, от лица которого ведётся повествование, — знакомится с месье</span><span> </span><span>С. Огюстом Дюпеном</span><span>. Это ещё молодой человек, потомок</span><span> </span><span>знатного рода</span><span>, по неназванным обстоятельствам потерявший практически всё семейное богатство и теперь вынужденный жить в строгой экономии. Рассказчику понравилось общество Дюпена, и он на время своего пребывания в Париже снимает дом, где они оба поселяются </span><span>Более близкое знакомство с Дюпеном открывает, что тот обладает выдающимися</span><span> </span><span>аналитическими способностями</span>
В газетах начинают писать о двойном убийстве в доме на улице Морг вдовы мадам Л’Эспане и её дочери Камиллы Л’Эспане. Из сообщений прессы рассказчику и Дюпену становится известно, что убийства произошли в закрытой комнате на пятом этаже здания. Жители квартала услышали крики с улицы, сломали дверь в дом, затем нашли комнату, из которой кричали, но женщины уже были мертвы. Изувеченное тело мадам Л’Эспане выбросили из окна, но перед этим с такой силой перерезали горло бритвой, что при попытке поднять труп голова отвалилась. Дочь мадам задушили, а тело спрятали в каминную трубу. Почти вся мебель в комнате была сломана, на уцелевшем стуле лежала окровавленная бритва. Кроме того, свидетели утверждают, что, находясь на лестнице, слышали через запертую дверь спорящие голоса, и уверяют, что убийц было двое. Один — француз, речь второго никто не понял; свидетели были разных национальностей, но все утверждали, что второй убийца говорил на языке, отличном от их родного
Вскоре полиция арестовывает Адольфа Лебона, который вёл дела с мадам Л’Эспане и в день убийства провожал её до дома. Дюпен крайне недоволен действиями полиции, критикуя её за отсутствие системы и склонность вдаваться в детали при неспособности охватить всю картину целиком. Используя связи с полицейским префектом, он добивается разрешения посетить место преступления
Дюпен выясняет, что преступники скрылись через одно из окон спальни по проходящему вдоль стены громоотводу Основываясь на трёх обстоятельствах дела — своеобразном голосе, необычайной ловкости и отсутствии мотивов в таком исключительном по своей жестокости преступлении — Дюпен приходит к выводу о причастности к убийствам орангутанга. В качестве подкрепления своей теории Дюпен показывает рассказчику найденные им на месте преступления тёмные волосы, не похожие на человеческие, и прорисовку отметин с горла задушенной женщины, которые также доказывают, что их оставила не рука человека. Затем Дюпен предлагает рассказчику прочесть статью зоолога Кювье об анатомическом и общем описании животного
Дюпен даёт объявление в газету о поимке орангутанга[23]. По этому объявлению к нему приходит матрос. Дюпен требует от посетителя рассказать всё, что ему известно об убийствах на улице Морг. Матрос объясняет, что орангутанг долгое время сидел запертым в клетке и наблюдал за своим хозяином, запоминая все его действия. Однажды обезьяна сломала клетку, выбралась из неё и, повторяя увиденное, решила побриться. Матрос попытался отнять у зверя бритву, но орангутанг сбежал на улицу и, вскарабкавшись по цепи громоотвода, проник в дом к вдове и её дочери через открытое окно. Матрос преследовал обезьяну, взобрался вслед за ней по громоотводу и стал свидетелем убийства. В панике матрос скрылся с места происшествия, забыв об орангутанге
Дюпен отпускает матроса, поскольку тот не может быть привлечён к ответственности. Через некоторое время матрос поймал орангутанга и продал его. Адольф Лебон был освобождён после того, как Дюпен и рассказчик обо всём поведали префекту