Египетские иероглифы - письменность, эволюционировавшая из пиктограмм в древнем Египте. Изначально египтяне записывали слова небольшими картинками, изображавшими предметы. Затем значение этих пиктограмм стали выстраивать в соответствии с их произношением, например, имя фараона "Нармер" могли записывать двумя пиктограммами, изображавшими рыбу и резец - "нар" и "мер" по-древнеегипетски. Число иероглифов постоянно росло, и их смысл все больше отдалялся от простого пиктографического.
Менее сложной системой письма была месопотамская клинопись. Её название происходит от того, что записывались знаки клинописи выдавливанием клинообразных черточек палочкой на сырой глине. Поначалу клинопись также представляла собой разновидность иероглифов, но позднее ее система была упрощена, и каждый клинописный знак стал означать слог. Иными словами, клинопись стала слоговым алфавитом. Один и тот же знак означал сочетание звуков, например, "шу", вне зависимости от того, в состав какого слова он входил.
В Финикии появился алфавит, от которого произошли все последующие алфавиты Европы и Западной Азии. Финикийский алфавит состоял из 22 букв, означавших согласные; гласные нужно было угадывать при чтении. От финикийского алфавита произошел еврейский, совершенно ему аналогичный; он до сих пор читается по тому же принципу, что и финикийский. Затем греки создали современный нам алфавит, в котором уже были и гласные, и согласные буквы, также на основе финикийского.
Сципион был очень красив; по словамЭлиана, он считался самым красивым среди римлян, занимая то же положение, что Алкивиад у греков. Публий Корнелий носил длинные волосы, которые очень ему шли. Подражая ему, римские аристократы начали носить перстни сгеммами.
Людей, окружавших Сципиона, восхищали его проницательный ум, осторожность и трудолюбие; эти качества подчёркивает в своём герое Полибий, предостерегавший от того, чтобы считать Публия Корнелия баловнем судьбы. Сципион отличался особым умением выставлять напоказ свои достоинства, а его приветливость, щедрость и великодушие снискали ему огромную популярность у народа и армии. В то же время Публий Корнелий не отличался умеренностью и скромностью: «Как человек благородного воспитания и вкуса, Сципион не любил помпу и лесть, но рассчитывал на признание своего величия. Хороший тон нарушали вспышки крутого высокомерия». Известен его ответ коринфянам, захотевшим поставить ему статую рядом с изваяниями других полководцев: «Я не охотник до конного строя».
Сципион очень любил женщин. Отличался большой симпатией к греческой культуре. Во время своего пребывания в Сиракузах в 205 году он посещал театры и палестры, окружил себя греческими интеллектуалами, ходил в эллинской одежде. В эпизоде накануне битвы при Заме, когда Публий Корнелий приказал показать пойманным карфагенским лазутчикам свою армию, а затем отпустил их к Ганнибалу, исследователи видят попытку «воспроизвести» соответствующее место из Геродота. Знакомство Сципиона с греческой культурой и историей видно и из того факта, что лучшими полководцами он считал правителей Сиракуз Дионисия Старшего и Агафокла, сражавшихся с карфагенянами.
Обобщающую характеристику личности Сципиона Африканского дал Моммзен:
В этой привлекательной личности героя было какое-то особое очарование; она была окружена ослепительным ореолом того радостного и уверенного в самом себе воодушевления, которое распространял вокруг себя Сципион частью из убеждений, частью искусственно. У него было достаточно пылкой фантазии, чтобы согревать сердца, и достаточно расчётливости, чтобы во всём подчиняться требованиям благоразумия; ...он стоял выше народа и столь же вне его; это был человек слова, непоколебимого, как утес, с царственным складом ума, который считал за унижение для себя принятие обыкновенного царского титула, но вместе с тем не понимал, что конституция республики связывала также и его; он был так уверен в своём величии, что не знал ни зависти, ни ненависти, снисходительно признавал чужие заслуги и прощал чужие ошибки; он был отличным военачальником и тонким дипломатом без того отталкивающего отпечатка, которым обыкновенно отличаются обе эти профессии; с эллинским образованием он соединял чувства настоящего римского патриота, был искусным оратором и приятным в обхождении человеком и потому привлекал к себе сердца…
Сципион как полководец
Для полководческой деятельности Сципиона были характерны понимание морального фактора и ценности личных наблюдений; ни один римский полководец до Публия Корнелия не уделял столько внимания сбору предварительных разведданных. Публий Корнелий никогда не испытывал чувство ревности по отношению к своим подчинённым (Л. Гарт противопоставляет его в этом отношении Наполеону) и умел вызывать любовь к себе как у рядовых, так и у военачальников. Даже по отношению к солдатам, потерпевшим поражение, он не выступал с порицаниями.
Ещё во время военных действий на Пиренейском полуострове между Сципионом и его армией выработались особые отношения. Публий Корнелий стал командующим как преемник своего отца и дяди, и экстраординарность его положения подчёркивалась применением к нему на постоянной основе наименования «император», которое в принципе могло быть только временным. Сципион завоевал популярность у солдат неизменными победами над противником, а поддерживал её путём «покровительства материальным интересам армии». В результате солдат Сципиона обвиняли в распущенности, утверждая, что они прошли в Испании «школу своеволия». Античные писатели, относившиеся к Публию Корнелию с большой симпатией, вкладывали эти обвинения в уста его политических противников, в большинстве случаев замалчивая определённые особенности сципионовской армии. Сохранилась информация только о наиболее масштабных инцидентах — о мятеже легионеров в Сукроне и об истории, случившейся в Локрах.
С побеждёнными Сципион обходился очень умеренно. Так, в Испании он старался выглядеть как защитник местного населения от карфагенян. Исследователи проводят параллели с политикой Ганнибала по отношению киталикам.
Кодификация в юриспруденции — способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта.
Ассигнация-денежные купюры
Обязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 (14) апреля 1842 года. Указ явился итогом работы секретного комитета, учрежденного 10 ноября 1839 года для определения условий освобождения крестьян, независимо от указа о вольных хлебопашцах.
Госуда́рственные крестья́не — особое сословие крестьянства в России XVIII—XIX века, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.