Основная сюжетная линия поэмы, расплетающаяся на бесчисленные, как лица русского человека, множества тонких, словно аккуратные намёки талантливого писателя, ниточек-мелочей и в то же время из них состоящая, тянется неторопливой змеёй за несущейся, сверля и пыля воздух бричкой Чичикова, тугим шлагом* завязавшись вокруг его аферы с ревизскими сказками и мёртвыми крестьянами, которая с треском разоблачается, казавшись удачно завершённой. В этом, что литературному критику, с азартом раскапывающему глубиной души в словах мысль и идею, будто археолог, чистящий от песка и глины останки древности, что спешному читателю, который не ищет деталей, а мчится по произведениям, глотая страницу за страницей, как путешественник в скоростной электричке, из окон которой он смотрит на новые места, усомниться сложно.
Впрочем, и на причину, по которой столь хитроумно продуманный план главного героя становится известен каждой, как крестьянской, так и помещичьей, паре любопытных до слухов ушей в уездном городе N, возможно взглянуть с двух разных, но абсолютно равноправных точек зрения: смысловой, где следствие побуждено желанием автора передать своему читателю через книгу мораль и выводы из жизни, и поверхностной, сюжетной, вызванной фабульной составляющей поэмы. Основываясь на экспозиционной обстановке в произведении, характерах её героев и их взаимоотношении между собой, ответ приходит с быстротой чтения букв: мания Чичикова к богатству оказалась слабее стремления других помещиков копить и наживаться для себя, явным примером чего, служит эпизод, где ранним утром Коробочка приезжает в город, чтобы узнать цену мёртвым душам, став впоследствии поводом для сплетен и паники.
1) Нельзя зависить от мнения народа( Отец Софьи)
2) Нельзя быть наивным ( Чацкий)
3) Нельзя врать , ради корьеры( Молчалин)
4) нельзя хвастаться что есть чин, а ума-то нет
5) Нельзя рассказывать всё( Когда Молчалин рассказал Лизе о том, что любит Софью ради корьерной лестницы, а та его услышала)
Так,Маленький принц вернувсядо своєї Рози
Исаак , отец Ревекы, говорит это Реджинальду Фрон де Бефу, когда тот просит о выкупе угрожая его убить
Образ Лизы обрисован автором подробно. Героиня унаследовала от родителей высокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, добросердечие. Она чиста, наивна, бескорыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждениям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубоко переживает ее радости и трагедию, постоянно тревожится за ее судьбу. Воспоминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби». И в самом заголовке повести выражено сочувственно-сентиментальное отношение Карамзина к Лизе. Характеристика внешнего и внутреннего облика Лизы складывается из авторских описаний и комментариев ее поступков, а также через косвенную передачу отзывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости». О ее красоте говорит и то впечатление, которое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери. Из этого мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.