Своеобразие государственного устройства Спарты обуславливалась исключительной военизированностью жизненного уклада господствовавшего меньшинства. Полноправными гражданами (спартиатами) считались лишь потомки дорийских завоевателей Лаконии (область, где находилась Спарта), достигшие 30 лет и являющиеся профессиональными воинами. Их, вероятно, насчитывалось не более 9000 человек. Каждый владел приблизительно равным земельным наделом, который обрабатывали крестьяне из порабощенного коренного населения - илоты. Торговлей и ремеслами занимались сохранившие личную свободу, но не имевшие гражданских прав, жители мелких окрестных городов - периэки. Во главе государства стояли соправители из двух царских родов Спарты. В действительности они лишь выполняли культовые обязанности. Реальной властью обладала коллегия из пяти эфоров, осуществляя высший надзор и контроль. Законодательные и судебные функции выполняла герусия - совет старейшин (28 старейшин и 2 царя). И эфоров, и старейшин избирала аппела - сход спартиатов: первых - на год, вторых - пожизненно. Апелла также могла отклонять законопроекты, предлагаемые герусией. Голосовали спартиаты буквально голосом, и верх брали те, кто громче выражал свое мнение.
*основные формы массовой культуры: сериалы, кинематограф, телевидение, проведение мероприятий во время праздников. массовая культура базируется на привлечении всех людей, это очень прибыльно для организаторов массовой культуры. но я считаю, что массовая культура-хороший способ отдохнуть от повседневных тяжёлых дел
*результатом влияния МК служит развитие человека в социальном направлении. это очень хорошо для общего благосостояния общества.
*единственным действительным местом МК в наше время-на первом месте. однако люди, приобщившись например к элетарной культуре, могут значительно снизить сначение массовой
*есть немало молодёжных организаций протеста. однако в нашей стране -россии-собирать молодёшь для борьбы с чем то- значит вызывать безпорядки и портить репутацию каждого члена молодёжной организации. лучше не расспространять протесты
*причинами поднятия нац самобыт культур в эпоху расспространения массовой культуры являются желание народа приобщиться к МК, вызванный патриотизм к родине, политика левых партий, направленная на расстпространение среди народа чувства национального превосходства
Господствующие слоинаселения и их жизнь. В Польском королевстве и Великом княжествеЛитовском социальная структура населения имела определенные отличия. Так, в Польшевсе господствующие слои общества, то есть феодалы, назывались шляхтой. Сначала этобыли рыцари, которые находились на государственной военной службе, получая впользование земельную собственность. В 1374 г. король Людовик Анжуйский,одновременно был королем Польши и Венгрии, принял привилегию, по которым ихземлевладения стали наследственными. Постепенно шляхта стала господствующим слоем вПольше. Через свои представительные органы (местные сеймики и общий сейм)она определяла политику государства.
В Большомкняжестве Литовском господствующий слой была более разнообразной. Здесь сочеталисьэлементы собственно Литвы, Киевской Руси и Польши. Во второй половине XIV - наначале XVI в. происходит формирование единой господствующей слои с единымиправами, привилегиями и обязанностями, которая стала называться шляхта.
Шляхта - Привилегированныйгосподствующее сословие в Польше, Венгрии, Литве, на украинских и белорусских землях,что в XIV-XVIII ст. входили в состав Польского королевства, Великогокняжества Литовского, а с 1569 г. - к Речи Посполитой. Принадлежность кшляхетского сословия обеспечивала человеку широкие корпоративные права и привилегии,отделявшие ее от других слоев общества.
Главнымобязанностью шляхты была военная служба на деньги и уплата небольшогоденежного сбора. По отбытии воинской службы шляхта получала разныепривилегии.
Шляхтич входил вшляхетской корпорации, решала различные вопросы жизни уезда, мог бытьизбранным в уездных органов власти и сейма. Его жизнь ценилось дорожелюбого. Виновному в образе шляхтича крестьянину или мещанину отрубали руку.Шляхта имела широкие привилегии в торговле и землепользовании. Был выработансвоеобразный кодекс шляхетской чести. В суде слово шляхтича не нуждалосьдоказательства. Шляхтич, который совершил преступление, подлежал благородном суда и лишалсяпривилегий.
Исключительныеполитические и личные права выработали у шляхты высокое чувство собственного достоинства ивместе с тем пренебрежительное отношение к представителям низших слоев общества.Шляхетскиепривилегии были официально утверждены местными властями.
По Кошицкимпривилегией (1374 г.) польскую шляхту были освобождены от всех повинностей заисключением уплаты поземельного налога, а землевладения шляхтичей становилосьнаследственным.
Городельскойпривилегию (1413 г.) предусматривал, что все шляхтичи в Великом княжествеЛитовском должны иметь гербы, быть католиками и женить дочерей только скатоликами.
Червинскийпривилегию (1422 г.) гарантировал польской шляхте неприкосновенность ееземлевладений.
Едлинсько-краковскийпривилегия (1430-1433 гг) давал гарантию личной неприкосновенности польской шляхты,запрет арестовывать ее иначе чем по решению суда и на основании закона.
По Виленскимпривилегией (1447 г.) Казимира IV Ягеллончика права и вольности польской шляхтыраспространялись на русскую шляхту всех земель Великого княжества Литовского.
Цереквицькийпривилегию (1454 г.) обязывал польского короля обсуждать вместе со шляхтойзаконодательные вопросы и не позволял начинать войны без ее ведома.
Нешавские уставы(1454 г.) подтвердили все предыдущие привилегии, полученные шляхта отдельныхпольских земель, а также запретили принимать любые новые законы без согласияшляхты.
Пйотркувськийустав (1496 г.) узаконил прикрепление крестьян к земле, сравнялзападноукраинских бояр - потомков знати бывшего Галицко-Волынскогокняжества - в правах с польской шляхтой.
Одновременно спредоставлением привилегий вводились и определенные ограничения на рост количествашляхты за счет перехода из других сословий.
Чтобы очиститьблагородство от «случайных людей», великокняжеская власть Литвы в 1522 г.принял специальное постановление о «выводе шляхетства». За ним в шляхетского сословиябыли отнесены потомки тех лиц, которые стали боярами за правления князей Витовта,Сигизмунда и Казимира. В 1528 г. был составлен список шляхты, утвержденныйсеймом. Вместе с тем понятие «боярин» и «зем'янин» заменили на единый - «дворянин».В следующем году в Литовском уставе - сборнике законов Великого княжестваЛитовского - было записано, что иммунитетными грамоты шляхтичей не нужно ежегодноподтверждать, они являются постоянным документом. Также устав гарантировал шляхте, чтоее нельзя наказывать без суда.
В 40-50-е ггXVI в. были уточнены списки шляхты и прислуги. Согласно «Уставуна волоки »(1557 г.), шляхтичами признавались лишь« бояре древние »,остальные возвращались к состояниям крестьянства или мещанства.
В 1563 г.согласно грамоте великого князя литовского отменялись все ограничения поправославной шляхты, в частности, и на украинских землях, (некоторые историкиприменяют относительно нее название «украинская шляхта»). Таким образом, на серединуXVI в. правящая верхушка была консолидирована в одном благородном состоянии,который почти потерял национальные особенности в рамках единой Литовског
<span>Жестокость Цезаря по отношению к покоренным народа особенно к галам и германцам </span>