Салтово-маяцкая культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ культуры волжских булгар. Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. В конце VIII в. в северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских городищ — у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, города Славяногорска Славянского района, села Новоселовка и поселка Кирово Краснолиманского района. Собственно кочевыми хазарами оставлено совсем небольшое количество древностей на территории Донецкого края. Одно из таких погребений найдено у города Тореза.
Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д.
Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты - это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII-начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII-IX веками.
Версальско-Вашингтонская система устройства мира была создана государствами-победителями после 1-ой мировой войны. Среди этих государств, прежде всего, были Великобритания, Франция, США и Япония. Ее целью было закрепление передела мира. По сути, она была направлена не только против стран, проигравших войну, но и против Советского Союза. Также система стремилась сохранить зависимость и подавить освободительное движение в колониях. Основой системы в Европе стал Версальский мирный договор 1919 года, а также Сен-Жерменский (1920), Нёйиский (1919), Трианонский (1920), Севрский (1920) мирные договора и соглашения, которые были приняты в ходе Вашингтонской конференции 1921-22 гг. Однако несмотря на достижения, Версальско-Вашингтонская система оказалась довольно непрочной, что привело к ее падению и началу еще более кровопролитной войны.
Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и го-родского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день.Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося до-ходы в виде налогов с ремесла и торговли.<span>В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Ор-ганы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачи-ваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы город-ского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а также вы-куп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии – 200 городов.</span>