Многие верующие не поддержали реформу Никона, в обществе произошёл раскол. Тех, кто был против реформы, называли раскольниками. На эту тему написана известная картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»,
<span> <span>Династический кризис показал русским людям, что созданное московскими князьями единое государство необходимо и им. Чехарда на престоле и междоусобная борьба привели к тому, что государство ослабло и стало объектом интервенции соседних государств. Если бы Смута продлилась, то оно исчезло бы совсем, а его земли стали бы разграблены польскими и шведскими королями. Спас государство лишь мощный патриотический подъем всех сил общества, русские люди в ходе Смуты превратились в русский народ, осознавший свою ответственность за судьбу Родины. Поэтому неслучайно ополчения получили эпитет народных. Они были созданы благодаря инициативе «снизу» и ставили целью не захват власти для своих руководителей, а избавление страны от интервентов и восстановления прежнего способа управления государством. В Смуту резко возросло самосознание русского народа. Династический кризис дал людям возможность понять, что они являются не просто подданными царя, а гражданами своего Отечества и должны защищать не владения господина, а свою Родину, свой дом. Понятие патриотизма вошло в сознание самых широких общественных слоев, способствуя формированию гражданского общества. Именно объединение русских людей и осознание себя единым народом, помогло избрать царя на престол, не противореча русских традициям и обычаям, разрешить династический кризис, принесший столько бед и страданий русскому народу и вывести страну из разрухи. С правления Михаила Федоровича Романова в истории начался новый этап формирования российского государства на пути к Империи.
Это отрывок из книги "История России с Древнейших времён до начала 21 века".
Если объяснять проще, то русский народ сплотила общая угроза. Осознав огромную опасность продолжения хаоса, творящегося в то время, русский народ сплотился и дал отпор врагу.</span></span>
Чем богаче и многолюднейшим становились калонии тем труднее было удерживать их в экономической зависимости
Город Медиалан ( современн<span>ый Милан )</span>
Маурийский царь Ашока Великий..
В 268 году до нашей эры в древнеиндийском государстве Магадха на царский
престол взошёл могущественный правитель династии Маурьев – Ашока
("Свободный от скорби", "Свободный от печали" / время правления –
268-232 гг. до н. э.) . Ашока был внуком правителя Чандрагупты, первого
царя династии Маурьев, и одним из сыновей царя Биндусары. В молодости
Ашока вовсе не отличался мягкостью нрава. Согласно легенде, Ашока убил
всех своих многочисленных братьев ради власти над страной. За жестокий
характер он даже получил в народе прозвище Чанда-Ашока ("Жестокий
Ашока"). На восьмом году своего правления он одержал победу над
государством Калинга - древней страны, располагавшаяся на территории
современного индийского штата Орисса, получив дополнительные
политические и торговые преимущества. Казалось бы, и впредь великому
правителю суждено вести войны и жёсткими мерами укреплять свою власть.
Однако неожиданно случилась метаморфоза: жестокий Ашока вдруг раскаялся.
Согласно преданию, однажды Ашока встретился с Гуру Падмасамбхавой, и
жестокое сердце царя изменилось. Он стал жить по буддийским заповедям.
Империя Мауриев включала огромную территорию. В рамках единого
государственного образования были объединены народы и племена, разные в
этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие
различным религиозным верованиям, традициям, обычаям. Судя по надписям
Ашоки, а также «Артхашастре» , к этому периоду уже сложилось
представление о значительном по территории государстве во главе с
«правителем земли, власть которого распространялась на огромные области —
от южного океана до вершин Гималаев» Авторами политических трактатов
уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его
взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями.
Для определения
границ империи Мауриев при Ашоке основными материалами служат эдикты
императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных
авторов, повествующих о периоде Чандрагупты, ценность представляют
данные китайских путешественников.
В эдиктах Ашоки несколько раз
упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны. Под
ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии. Для
греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом
языке. Некоторые исследователи полагают, что ионы периода Ашоки были
потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались ещё при
Александре Македонском.
Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около
Джелалабада) , что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю
Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников,
рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком) .
Исходя
из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников
китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и
часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город
Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые
области Непала. Данные эпиграфики и письменных источников позволяют
включать в империю территорию современной Бенгалии.
Находки эдиктов
Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно
она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На юге
империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра,
которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство.
Однако Маурии поддерживали с этими областями тесные контакты. Там
строились буддийские ступы, туда посылались проповедники.
Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с
эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, областями Центральной
Азии.