1
Прочитайте произведение.
2
В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.
3
Во время чтения делайте необходимые выписки: названиепроизведения, названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.
4
Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план-схему.
5
Также определитесь с видом плана, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.
6
Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведениях это перечень действующих лиц и указание места действия).
7
Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.
8
Найдите завязку произведения.
9
Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.
10
Выявите кульминацию.
11
Определите развязку книги.
12
Сопоставьте сюжет и композицию произведения.
13
Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.
14
Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристикиперсонажей;
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования;
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам;- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.
15
Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения.
16
Составьте первоначальный вариант плана, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.
17
Перечитайте план.
18
Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами плана интервалы.
19
Перепишите план в соответствии с поправками.
20
Окончательный вариант плана используйте при анализе произведения <span>или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.</span>Для чего составляют план произведения<span>? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении </span>план<span>а за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.
</span>
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»План сочинения<span>I. Вступление. «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности этого жанра: сочетание реального и сказочного. (Вопросы 1, 2, 3 на стр.72)</span><span>II. Изображение жизни и судьбы героев через описания природы.</span>Настя и Митраша – главные герои произведения. Какие черты этих героев дороги автору? («Золотая Курочка», «Мужичок-в-мешочке»; сравнения, эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы).Как они жили? Что было удивительным в их жизни?Спор Насти и Митраши: причина, на чьей стороне автор? Поведение каждого. (См.стр.73, вопросы 5,6).Природа – отражение жизни и взаимоотношений людей (см. вопросы 7, 8, 9 и рабочие тетради).<span>III. Вывод. Как Настя и Митраша поступили после возвращения из Блудова болота? Что они поняли? Что хотел сказать автор своим читателям, именно так изобразив жизнь людей и природы?</span>
<span>
</span>
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После бала", где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы. Автор мастерски пользуется приемом создания контраста. Этой цели призвана служить и двухчастная структура рассказа. В первой части дается восторженное описание светского бала.
Толстой использует эпитеты "счастливый", "великолепный", "сияющий", чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника. Главный герой — Иван Васильевич — юноша из богатой семьи. Он впечатлителен и горяч. Иван Васильевич наблюдает, как предмет его страсти — дочь полковника — танцует мазурку со своим красивым статным отцом. Чувство юноши получает как бы новый толчок. Вторая часть рассказа написана в мрачных темных тонах. Иван Васильевич видит, как сильная рука полковника, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу слабосильного солдатика. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры?
Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях. Иван Васильевич чувствует, что сама жизнь, само общество влияют на человека, заставляя его менять свои обличья — две стороны одной медали. Юноша думает так: "Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал". Однако в собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника.
Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. "Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека", — говорит автор.
Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени. Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Иван Васильевич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества.
1 знакомство Сивки-Бурки с Иванушкой
2 добыча кольца у Елены прекрасной.
3 свадьба Иванушки дурачка с Еленой прекрасной.