Старые книги - пахнут историей. Эти толстые переплёты из прочной кожи, эти пожелтевшие странички... Каждое слово в старой книге пахнет стариной. Такие книги можно найти в старых больших библиотеках.
1.<span>Послушай-ка, сосед.
2.</span>А вы, друзья, как ни садитесь,
<span>Все в музыканты не годитесь.
3.</span><span>Не оставь меня, кум милый.
4.</span><span>Голубушка, как хороша!
5.</span><span>Как смеешь ты, наглец!</span>
История создания повести "Ночь перед Рождеством". Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым культурную самобытность Украины, хотя которую и называлась тогда Малороссией и входила она в состав <span>Российской империи, однако, имела свою неповторимость. </span><span>"Ночь перед Рождеством" </span><span>написана на основании воспоминаний писателя о праздновании великого христианского праздника. Нередко он и сам был среди колядующих, брал участие в веселом рождественском празднование. Как верующий человек, автор отразил в произведении незримое присутствие нечистой силы и ее борьбу за душу человека. Однако человек, имеющий в душе Бога, всегда победит дьявола.
</span><span>Все события в повести протекают в Сочельник "Святой вечер". В этот праздничный вечер христиане готовят 12 различных постных блюд, всей семьей собираются и читают молитвы. Все в ожидании первой звезды, так как после нее появления можно разговеться. Основным блюдом на предпраздничном столе была кутья (голодная постная кутя), приготовленная исключительно из даров природы, - она была символом будущего благополучия и оберегом от нечистых сил. Именно в Сочельник происходят странные волшебные события, необычные перевоплощения и даже встреча с нечистой злой силой. В повести </span>"Ночь перед Рождеством"<span> таких событий много: ведьма перевоплощается в Солоху, черт - на лошадь, а кузнец Вакула сумел оседлать даже самого черта, слетать за одну только ночь до Петербурга и достать у царицы черевички для своей возлюбленной Оксаны.
</span><span>В сюжете повести Н. Гоголя </span>"Ночь перед Рождеством"<span> оказались традиции украинского вертепа - народного театра, где действие разыгрывалось в двух ярусах: верхнем (небесном) – где все события происходили на небе и нижнем (земном) на земле. В верхнем ярусе зрителям или читателям показывали религиозные сюжеты, а в нижнем - сценки из народного быта насыщенные комедией. Традиционными персонажами украинского вертепа была Богородица, Христос, черт (в верхнем ярусе), баба, дьяк, голова, казак (в нижнем ярусе). Наиболее положительным персонажем вертепа был казак (запорожец), который воплощал любовь к воле Запорожской Сечи.
</span><span>Особенности художественного произведения в повести "Ночь перед Рождеством". В сборнике </span><span>"Вечера на хуторе близ Диканьки" </span><span>царит разговорная стихия. Специально для этой книги М. Гоголь создал образ вымышленного рассказчика - пасечника Рудого (рыжего) Панька. В построении повести мы ощущаем влияние такой народной формы, как вечерниц, где издавна рассказывали какие-то истории - реальные и фантастические, пели, веселились, ухаживали, договаривались о сватовстве. "Ночь перед Рождеством" складывается с отдельных рассказов, каждый из которых имеет свой сюжет, но тесно связаны друг с другом.</span>
Это-образ «народного заступника» . Семинарист Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина» . Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:
...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже.
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного Родного уголка.
Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы?
Иди к униженным,
Иди к обиженным
Там нужен ты.
Григорий становится в ряды тех. кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого» . Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу» . В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей захлачине слилась» . Григорий — верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина» , как ни забита барщиной и рабством, ока, «благословясь, поставила в Григории Добросклонове такого посланца» . Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет н свобода прежде всего» .
Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси» .
Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные, любвеобильные» . На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.