Пёс и волк.
Казалось бы, в чем отличие пса и волка?
Дело в том, что волк - это та же собака, только дикая, неприрученная. Много лет назад волки пришли к человеку, стали ему первыми друзьями, домашними животными - собаками. Они охраняли жилище человека, ходили с ним на охоту.
Кокованя - одинокий старик, живущий на заводе и однажды решивший удочерить сиротку Дарью шести лет отроду. Типичный русский старичок на манер того, который на рисунках к пушкинской "Сказке о рыбаке и рыбке" - в лаптях, широкой русской рубахе, кожухе, с набок одетой шапкой и непременно с бородой! Дарья Григорьевна - маленькая писаная красавица, в сарафане, с румянами и длинной белокурой косой ... Кошка Мурёнка - чёрная, важная, представляется лежащей на печи, свернувшись клубочком, и вечно мурлыкающей."Серебряное копытце" - то ли детская сказка, то ли легенда о происхождении хризолита - "вечернего изумруда", то ли нечто помогающее взрослым поверить в чудеса. А для меня это одна из любимейших сказок детства, маленькое чудо. Это яркий пример того, как без неисчислимого количества персонажей, без всяких там заумных поворотов сюжета и интриг можно создать замечательное, доброе, светлое произведение для юного читателя и для тех, кто уже не ребёнок, но не прочь вспомнить детство.
Кий — легендарный князь днепровских полян, основатель Киева.
Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица.
Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название горы сравнивают с иранским словом Haraiva — название горной страны. Также название связывают с названием библейской горы Хорив, однако данная гипотеза мало соответствует действительности.
Лыбедь — это небольшая речка, впадающая в Днепр. Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь» , «любовь» и «лыбь» («сырое место»).
Хар-ка Шурыгина
В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.
Шурыгин, бригадир колхоза "Гигант", получив в эксплуатацию новое складское помещение (здание церкви), решил снести его, а кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он готовит тракторы для сноса церкви. Причем, когда сбегается народ, он ощущает себя важным деятелем с неограниченными полномочиями: перестает материться и не смотрит на людей - вроде и не слышит их и не видит. Таким образом Шурыгин пытается показать свою, как он считает, исключительность, важность исполняемой им миссии. Народ пытается спасти церковь: просит, умоляет, требует, учитель призывает людей становиться под церковную стену, но все напрасно: ведь, по мнению самого Шурыгина, он совершает великий поступок, после которого его не забудут. Он недаром вспоминает своего односельчанина Ваську Духанина, который с церкви "крест своротил". Ему представляется, что именно таким образом можно прославиться навек, обрести вечную память и почет у односельчан. А хочется ему именно этого, как Герострату. Однако его не простят, потому что церковь играла слишком большую роль в жизни людей.
Церковь в рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла… ". Она - хранительница прошлого, традиций, через нее проходили все этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали. У Шукшина в рассказе есть одна очень важная деталь: кирпичи, из которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками - по несколько штук. Так же крепка и духовность, объединяющее людей начало. И не просто на старинное здание покушается "крепкий мужик" Шурыгин, а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, - на корни, истоки, веру.
И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его "идолом", "дьяволом", жена не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы на улице у магазина: "идол", "дьяволина"… Ей, старой, совестно и страшно за сына.
Действительно, вера, традиции - это то, что людей объединяет. А тот, кто пренебрегает объединяющими началами, остается в полном одиночестве.
Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить читателя равнодушным. Образы, созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как простое строение. Нет! Она - живое существо со своей историей, жизнью и смертью. "Смерть" церкви вызывает глубокое сострадание. Шукшин, используя прием олицетворения, "оживляет", "одушевляет" старое здание и передает ощущение невыразимой боли, жалости к церкви при помощи образов, напоминающих, если вдуматься, гибель живого существа. "Хрустнуло одно бревно" - как будто кости хрустнули. "…стена разодралась. Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться" - словно рваная рана раскрылась прямо на наших глазах. Церковь умирала быстро, но мучительно. Мы словно слышим ее стон, жалостный и молящий - он просит о помощи! Не выдержала - "верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз". Умерла… Она лежала "бесформенной грудой, прахом".Однако люди не забудут о ней, как не забудут и о ее "убийце" - Николае Шурыгине. После прочтения рассказа у читателя остается глубокое презрение к Шурыгину за отсутствие души, ума, жалости, почтения к старине, истории, пренебрежение к вере, потому что его самовыражение происходит происходит через разрушение святого.