Вопрос большой, если коротко (НЕ СЧИТАЯ ТАТАРО_МОНГОЛЬСКОГО ИГА? ) то основных три напраления: половцы, хазары и печенеги (но вторые и третьи были чуть раньше) .
VII – начало IX столетия были для восточных славян временем продвижения в степи, далеко к юго-востоку от приднепровской лесо-степной полосы. Благоприятная военно-политическая обстановка, сложившаяся здесь после краха Аварского каганата, позволила им заселить в этот период поймы нижнего Днестра, Южного Буга и верхнего Дона, оставшиеся вне сферы могущественного Тюркского каганата. Относительная слабость кочевых племен, сменивших аваров в причерноморских степях, давала возможность численно превосходящим их славянским племенным союзам оттеснить их к востоку, но борьба эта была для земледельцев достаточно тяжелой. Не случайно в это время славянские поселения в степях современной Украины строились всегда укрепленными и в труднодоступных местах.
1.Русско-половецкие войны - серия военных конфликтов, длившихся на протяжении примерно полутора веков между Киевской Русью и половецкими племенами. Была очередным столкновением интересов древнерусского государства и кочевников причерноморских степей. Другой стороной этой войны было усиление противоречий между раздробленными русскими княжествами, правители которых нередко делали половцев своими союзниками.
Как правило, выделяется три этапа военных действий: начальный (со второй пол. XI века) , второй период, связанный с деятельностью знаменитого политического и военного деятеля Владимира Мономаха (первая пол. XII в.) , и заключительный период (до нач. XIII столетия) , частью которого стал знаменитый поход новгород-северского князя Игоря Святославича, описанный в "Слове о полку игореве".
2.Каспи́йские похо́ды ру́сов — cерия морских набегов русских дружин на прибрежные государства Каспийского моря во 2-й пол. IX — нач. XI вв. Первоначально, по-видимому, частные вылазки вольных дружин, затем политические мероприятия Древнерусского государства.
Обстоятельства походов приводятся в следующих трудах:
Походы IX в. , 910, 911 — Ибн Исфандийар «История Табаристана» и восходящие к нему более поздние хроники Амули и Захир ад-дина Мараши.
Поход 913/914 — аль-Масуди «Промывальни золота и рудники самоцветов» .
Поход 944/945 — предыстория в Письме анонимного хазарского еврея, описание похода: наиболее подробное у авторов X века Ибн Мискавейхa и Мовсесa Каланкатваци, краткое у авторов XIII века Ибн аль-Асира и Бар-Эбрея. Упоминание у арабского учёного аль-Марвази.
Поход 960-х гг. на Хазарию — Основные сведения: Ибн Хаукаль «Книга картин земли» . Дополнения о падении Хазарии: аль-Мукаддаси, Ибн Мискавейх, Ибн аль-Асир, «Повесть временных лет» .
Походы 987, 1030/1031 — арабская хроника XI века «Тарих Баб ал-абваб» («История Ширвана и Дербента» )
3.ПЕЧЕНЕГИ, союз племён, образовавшийся в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. В 8-9 вв. П. кочевали между низовьями Волги и Яика (Урал) , а в 10-11 вв. - на тер. причерномор. степей, от Дона до Дуная, и в Крыму. П. , находившиеся на стадии разложения общинно-родового строя, занимались кочевым скотоводством. Легкоконное войско П. имело на вооружении луки со стрелами, копья и (реже) сабли. П. предпринимали внезапные и опустошит, набеги на Киевскую Русь, препятствовали её торговле с Византией. В тактике П. широко практиковались конные удары с фронта и флангов, ложное отступление, засады по берегам рек, в частности на Днепровских порогах (см. Святослав Игоревич) . Для отражения набегов П. киевские князья строили по pp. Десна, Суда, Трубеж, Рось и др. крепости и укрепления («змиевы валы») . В 1036 Ярослав Мудрый нанёс под Киевом поражение П. и положил конец их набегам. С того времени П. привлекались рус. князьями для защиты границ Руси. Начиная с 10 в. под натиском половцев П. стали откочёвывать к низовьям Дуная. Часть П. ославянилась, часть подчинилась половцам. К 12 в. осн. их масса проникла в Венгрию, где постепенно ассимилировалась
Сын Ольги Святослав (964—972) оставался язычником. В историю он вошёл как доблестный воин и полководец. Свою жизнь с момента, когда Ольга передала ему бразды правления, и до самой смерти Святослав провёл в походах и сражениях. В 964—969 гг. походы князя были направлены в основном на восток. Побеждены были вятичи — восточнославянское племя, обитавшее на Оке и в верховьях Дона, Волжская Булгария и, наконец, Хазария. Некогда могущественный Хазарский каганат уже не смог оправиться от разгрома Святославом его крупнейших городов и вскоре перестал существовать.
Маршрут из варяг в греки для скандинава мог начинаться и на острове Готланд (Висбю), и в одном из древних торговых центров Скандинавии (Сигтуна, Бирка) и южного берега Балтики (Винета, Старигард, Ральсвик, Щецин). Начало путешествия с севера на юг в большинстве случаев приходилось на весну и лишь иногда на осень — в таком случае путешественникам приходилось на время прерывать свой путь и зимовать, оставаясь, например, в Ладоге до следующей весны.
По Балтийскому морю скандинавы плыли к Финскому заливу. Путешествие по морю могло осуществляться на корабле (ладье) довольно больших размеров — не менее 16 метров в длину при ширине более 2 метров. Такая ладья имела не менее 8−10 пар весел и обязательно парус.
Из Финского залива суда попадали в Неву, преодолевали там пороги, а затем оказывались в штормовом Ладожском озере. Из Ладоги ладьи попадали в реку Волхов. До низовьев Волхова варяги могли плыть на тех же больших кораблях, что они использовали для плавания по морю. Но морские ладьи не могли проходить по речкам: они были слишком большие и тяжелые. Поэтому в Ладоге скандинавские торговцы или воины пересаживались на ладью меньшего размера. Речные ладьи также могли иметь парус, но количество гребцов было меньшим. Их размер был не больше 10−12 метров в длину, а осадка — не более полуметра.
Двигаясь от Ладоги вверх по Волхову, судам надо было преодолеть Волховские и Пчевские пороги, которые сильно затрудняли передвижение по воде в общей сложности на протяжении почти 20 километров.
Из Волхова через Рюриково городище суда попадали в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр.
Как именно проходил путь от Ловати до Днепра точно неизвестно. Возможно, маршруты были разными. Один из возможных вариантов пути пролегал через Западную Двину: из Ловати волоком через водораздел до озёр Усвятское и Узмень, откуда по реке Усвяче в Западную Двину.
Наиболее удобные переходы из Западной Двины к Днепру были на участке между Витебском и Суражем, с одной стороны, и Смоленском и Оршей, с другой стороны, где расстояние между Днепром и Западной Двиной доходит до 80 км, а притоки этих рек подходят друг к другу на расстояние до 7−15 км, что делало возможным переправлять суда и грузы волоком.
Предполагается, что существовало два главных пути между Западной Двиной и Днепром. Первый — через реку Касплю и одноименное озеро, по рекам Удре и Клец, волоком через деревню Ермаки, через озеро Купринское и реку Катынку. Второй — через реку Касплю в реку Рутавечь, через озеро Большое Рутавечь, волоком через деревню Переволочье и по реке Березине до Днепра.
Днепр в верхней части течет с востока на юго-запад, и плыть по нему можно было относительно спокойно до того места, где он резко поворачивает на юг (примерно в районе Орши), вблизи этого места располагаются Кобеляцкие пороги. А в низовьях Днепра было еще девять серьезных порогов, описанных византийским императором Константином Багрянородным в середине X века. Достаточно выразительны имена этих порогов, приведенные императором: Не спи, Сверкающий, Бушующий, Ненасытный и т. д.
Путь по Днепру выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. Перед тем как выйти в море, судам требовалась дополнительная оснастка. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Выходя в море, суда двигались на запад, шли вдоль черноморского побережья (Румелийского берега).
Таким образом варяги прибывали в Константинополь. Скандинавские торговцы везли туда железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, янтарь. Из Северной Руси они везли меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кожи, смолу. Обратно из Византии везли вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, иконы, книги.