Средневековые города развивались прежде всего как центры сосредоточения ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для удовлетворение потребностей рынка, производя продукцию на продажу. Производство товаров располагалось в мастерской, на первом этаже помещения ремесленника. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила лавку, где ремесленник продавал производимые им вещи, являясь, таким образом, и основным рабочим, и владельцем.
Ограниченность рынка сбыта товаров ремесленного производства заставляла мастеров к поиску способа выживания. Одним из них стал раздел рынка и устранение конкуренции. Благополучие ремесленника зависело от многих обстоятельств. Будучи мелким производителем, ремесленник мог изготовить лишь столько товара, сколько позволяли его физические и интеллектуальные способности. Но любые проблемы: болезнь, ошибка, отсутствие нужного сырья и др. могли привести к потере заказчика, а соответственно и средств к существованию.
Для решения некоторых основных проблем они начали объединять свои усилия, организовывая цеха - замкнутые организации (корпорации) ремесленников одной специальности в пределах одного города, созданные с целью устранения конкуренции (защиты производства и доходов) и взаимопомощи.
Члены цеха помогали друг другу осваивать новые способы ремесла, но при этом они охраняли свои секреты от других цехов. Выборная цеховая верхушка внимательно следила за тем, чтобы все члены цеха находились примерно в одинаковых условиях, чтобы никто не богател за счет другой, не переманивал заказчиков. С этой целью вводились строгие правила, где четко указывалось: сколько часов можно работать, сколько станков и помощников использовать. Нарушителей исключали из цеха, а это означало потерю средств к существованию. Также существовал строгий контроль за качеством товара. Кроме производства, цеха организовывали и быт ремесленников. Члены цеха строили собственную церковь, школу, отмечали вместе праздники. На содержании цеха были вдовы, сироты, инвалиды. В случае осады города члены цеха под собственным флагом образовывали отдельный боевое подразделение, который должен был оборонять определенный участок стены или башни.
Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах города в особые союзы — цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами с XI — начала XII в.. Цехи возникали потому, что городские ремесленники нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков». Главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье — мастером. Цеховая организация ремесла до определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития товарного городского производства, до конца XIV в. цехи играли прогрессивную роль.
Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, свою церковь или часовню, цех был организацией взаимопомощи. Верхний, привилегированный слой представлял собой узкую, замкнутую группу — наследственную городскую аристократию (патрициат), Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллег
Вплив Берестейської унії на церковне життя в Україні.<span> Укладення Берестейської унії спричинило розкол між прихильниками православної і грекокатолицької церков в українському суспільстві. Одразу після укладення унії, 15 грудня 1596 р., король <span>Сиґізмунд ІІІ </span>видав універсал із вимогою до всього православного духівництва й віруючих визнати унію. Користуючись «правом патронату», він роздавав єпископські кафедри тим, хто визнав унію, фактично ліквідувавши православну ієрархію. На місцях у православних силою відбирали церкви й монастирі та передавали грекокатоликам. Проте православні чинили опір цьому. Так, коли 1599 р. король призначив грекокатолицького митрополитаІпатія Потія архімандритом Києво-Печерської лаври, міщани й козаки не пустили його до монастиря. 1609 р. озброєні кияни напали на Видубицький монастир, де сховався намісник грекокатолицького митрополита Антоній Грекович. Їхні дії перешкодили останньому, незважаючи на підтримку влади, захопити Софійський собор і Києво-Печерську лавру. У 1618 р. козаки втопили Грековича у Дніпрі. Дії міщан підтримував київський воєвода князь К.-В. Острозький. Унаслідок боротьби православної шляхти на сеймі Речі Посполитої Сиґізмунд ІІІ офіційно визнав Києво-Печерську лавру за православними.</span>
<span>Зависимый крестьянин. Каким было хозяйство? Натуральное. Чем владел? Орудия труда, жилище, скот, птица, инвентарь, личное имущество. От кого зависел? От феодала (владельца арендуемой земли). Для чего производил продукцию? Для уплаты оброка, десятины и собственного обеспечения необходимым. Городской ремесленник. Каким было хозяйство? Товарное (товарно-рыночное). Чем владел? Орудия труда, предмет труда, жилище, инвентарь, личное имущество, (возможно, скот и птица) От кого зависел? Был лично свободен. Для чего производил продукцию? На продажу. С вырученных денег платил налоги и приобретал необходимое для жизни.</span>