Общественный прогресс - это направление общественного развития от примитивного к сложному. Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену, потому что одним из признаков социального прогресса является противоречивость.
Рассмотрим критерии общественного прогресса - показатели общественного развития, по которым можно судить о направленности социальных изменений.
1. разум - интеллектуальные способности людей. Люди с точки зрения разума совершенствуются, происходит развитие научных знаний, было введено всеобщее обязательное образование. Однако если разум не опирается на нормы человеческой морали, то это может привести к разрушению общества.
2. свобода-человек может распоряжаться собственной жизнью. Например, в 1861 году отменено крепостное право в России; существует запрет рабства по всеобщей декларации прав человека. Но если свобода не будет ограничена нормами права или морали, то это приведет к деградации общества.
3. технический критерий-облегчение жизни людей. У нас есть бытовая техника, машины, самолёты. Противоречивость: 1) загрязнение природы; 2) негативное влияние на здоровье; 3)техногенные катастрофы.
Мы убедились, что каждый критерий имеет отрицательные стороны, из-за которых человеку приходится платить большую цену за прогресс.
Это наука о ведение хозяйства
Централизованные государства имеют большие размеры, многочисленное население, а так же хорошо вооружены. Национальные государства создаются за счет объединения зачель, где проживает одна нация.
Естественное право формулирует представление о неизменных принципах социальной регуляции, которые следуют из структуры миропорядка, природы социума или природы человека. Многозначность самой идеи и неустойчивость терминологии привели к тому, что в разные эпохи этому понятию придавался различный смысл. Среди наиболее распространенных терминов наряду с собственно естественным правом бытовали такие выражения, как “право природы”, “закон природы”, “естественный закон” и др. Затруднена и типология естественного права, так как способы его толкования меняются в зависимости оттого, что считается естественным и что -- правом, как трактуются “неизменность” и “обязательность”. <span>Естественное право представляет собой первую в истории философии модель возникновения общества и принципов общественного устройства. Естественное право исходит из того, что существует система норм взаимоотношений между людьми, которая отличается от системы норм установленных государством. Нормы, установленные государством, получили название позитивного права. Естественное право в соответствии с этой теорией значимо само по себе. Оно предшествует позитивному праву и, в случае расхождения с последним, имеет безусловное превосходство. Противоположностью естественно-правовых теорий выступает юридический позитивизм, согласно которому существует только позитивное (наличное) право, которое никак не соотносится с нормами морали.</span>