"В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей", — так начинается замечательное произведение. Это начало напоминает сказку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимосвязано. На этом фоне появляются два образа — Настя и Митраша. "Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки". Митраша был маленький, но плотный, "мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя занималась женскими домашними делами, "с хворостинкой в руке выгоняла она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи", На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. "Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы". Так дети жили дружно, не зная горестей и бед.
Однажды решили они пойти в лес за клюквой.
"Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью". Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, "вся красная, как кровь, от одной только клюквы", Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную "тулку", сумку с компасом. Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. "Мужичок в мешочке" хорошо помнит отцовские слова: "В лесу эта стрелка тебе добрей матери: ...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься...".
Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. "Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания". О Блудовом болоте ходила легенда, что "лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня..." С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.
После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, "довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой". Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Митраша идет по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. "Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у деревьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок". Даже волк в это время вылез из своего логова. "Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл".
Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказался на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка. А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, "еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках".
Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встретились. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продолжить свой путь вместе, как уже двести лет "живут" на Блудовом болоте ель и сосна.
Великий русский живописец Илья Ефимович Репин в своих картинах обличал угнетение народа и показывал его могучие силы и духовную красоту. Он был художником передвижником, любил простой народ и прославлял его в своем творчестве. Его картина "Бурлаки на Волге" проникнута состраданием к трудовому народу. Ее сюжет перекликается со стихами народного заступника Некрасова. Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — То бурлаки идут бечевой!.. На картине мы видим бредущих по берегу Волги изнуренных непосильным трудом людей. До революции была такая профессия — бурлак. Бесправные люди не в силах были заработать себе на пропитание иным способом. Они подряжались тянуть по воде тяжело груженые баржи, передвигать речные суда вручную, с помощью бечевы и весел. Бурлаками становились главным образом оброчные крестьяне нечерноземных губерний, потому что их края чаще других застигал неурожай и они соглашались на любой заработок, чтобы прокормить свои семьи. Своими выразительными полотнами Илья Ефимович Репин призывал к борьбе с эксплуатацией неимущих и свержению самодержавного строя.
Волей случая мальчик из очень бедной семьи и наследник трона оказались схожи, как близнецы. Они встретились, познакомились и обменялись одеждой. Пришлось принцу познать всю горечь скитаний в облике нищего, а заменивший принца нищий мальчик не знал, как избавиться от такой завидной для многих участи. Дальнейший рассказ возможен, но не желателен. Главное, Марк Твен, как всегда, оказался непревзойденным рассказчиком.
Совесть где-то спрятана в нас.И я полностью согласен с автором,это-правда. Иногда видишь,как у тебя на глазах кого-то обижают,а ты сидишь и молчишь,иногда сам боишься обидчика,потому что он раз в десять сильнее тебя.Ты знаешь,вмешаешься,сам получишь и совесть твоя забилась куда-то далеко,вглубь тебя и не высовывается.Трудно с ней,но без нее еще труднее.Она сидит в тебе и пилит тебя:"Вот не прав ты,не нужно молчать,действуй". Иногда она выходит наружу,и тогда ты уже ничего не боишься и действуешь напрополую,не думаешь,что и тебе достанется.Вот в такие моменты справедливость торжествует. И я целиком согласен с автором,что совесть пыл свой не утратила и совсем заглушить ее невозможно.