В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
Церковь после Смуты.
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Патриарх Филарет.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Почему? (стр. 56.3 абзац). Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Реформа патриарха Никона.
<span>В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.</span>
Огромное количество причин раздробления Древнерусского государства можно разбить на две большие группы: экономические и политические. Среди первых выделяются господство натурального хозяйства, рост количества и роли городов, экономических центров отдельных феодальных земель, падение значения торгового пути «из варяг в греки» . Вследствие этого князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет морской торговли, а столица Древнерусского государства – Киев утратила свою роль крупнейшего торгового центра. Мощнейшим толчком к раздроблению Руси стал ряд политических причин. Во-первых, в вотчинах постепенно создается местный аппарат власти: собиралось свое народное собрание и ополчение, существовала своя выборная власть. Это привело к тому, что князья чувствовали себя здесь самостоятельно и стремились поддерживать свою независимость от центра. Во-вторых, в Древнерусском государстве существовала запутанная система престолонаследия, из-за чего очень часто случались княжеские столкновения в борьбе за престол ведущих торговых центров.
<span>Таким образом, период раздробленности Древнерусского государства в середине XII века был вызван как политическими, так и экономическими причинами. Государство распалось на множество независимых княжеств, но элементы единения сохранились: русские люди разговаривали на одном языке, исповедовали одну религию и придерживались единых законов</span>
Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Делили историю на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации.В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на кaмeнный, бронзовый и железный века.Сторонники теории мировою цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переходными этапами.Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая ею более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.Третъя стадия началась во второй половине ХХ века и была связана с возникновением новoгo типа общества (eгo чаще вceгo называют информационным), когда с внедрением компьютеров качественно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний.<span>
</span>
То что можно было нормально ездить на корете и тогда были деревянные колеса и за хороших дорог они долго были в активном состоянии