ЗЕВС, в греческой мифологии верховный бог. Низвергнув в Тартар своего
отца титана Кроноса, стал владыкой богов и людей. Атрибутами Зевса были
эгида (щит) , скипетр, иногда орел; местопребыванием считался Олимп
(Зевс-Олимпиец) . Ему соответствует римский Юпитер.
ПОСЕЙДОН, в греческой мифологии — один из богов-олимпийцев, повелитель
морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи, брат Зевса
и Аида. Бросив с ними жребий после низвержения отца поделил господство
над миром и получил в удел моря. Олимпийский Посейдон связан именно с
морской стихией, хотя некоторые его эпитеты говорят о былой связи с
землей (у Гомера «колебатель Земли» , Гееох) , которую он оплодотворял,
выбивая трезубцем влагу из источников. Во многих мифах описывается
буйный нрав Посейдона, его стремление встать наравне с Зевсом, свергнуть
его. Фетида спасает его от гнева Зевса. Вместе с Герой,
воспользовавшись сном Зевса, Посейдон помогает ахейцам во время
Троянской войны. Троянцев он ненавидит, так как в свое время не получил
от них должной платы. Однако и ахейцев Поседойн преследует: он вопреки
решению совета богов не дает вернуться домой Одиссею, ослепившему
циклопа-людоеда Полифема, сына Посейдона; он уничтожает Аякса Оилида.
Жена Посейдона, Амфитрита, рождает ему Тритона, владыку морских глубин.
Потомство его от других богинь и смертных грозно и ужасно: Орион,
Алоады, Амик, Антей, Полифем, Бусирис, Скирон и Керкион. Образ Посейдона
тесно связан с конями, его сын — Пегас. Другое животное Посейдона —
бык, в образе которого он соединяется с Пасифаей. Однако и некоторые
герои ведут свой род от повелителя моря: Тесей, Нестор. При основании
Афин Посейдон спорит с богиней Афиной, кто будет господствовать над
городом и выбивает трезубцем источник, но проигрывает богине, которая
сажает маслину. Посейдону не удалось стать основателем-защитником
полисов: потомство Посейдона, согласно Платону, получило в удел
Атлантиду, но Зевс покарал ее народ за нечестивость. В римской мифологии
ему соответствует Нептун.
АИД (Гадес, Плутон) , в греческой мифологии бог подземного мира и царства мертвых; Аид — также само царство мертвых.
АРТЕМИДА
- дочь Зевса, богиня охоты, покровительница рожениц. Изображалась с
луком и стрелами, иногда с полумесяцем на голове. Ей соответствует
римская Диана.
АФИНА (Афина Паллада) богиня войны и победы, а также
мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном
вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. Ей
соответствует римская Минерва. Среди наиболее известных изображений
Афины — скульптурная группа «Афина и Марсий» (Мирон) , колоссальные
статуи «Афина Промахос» и «Афина Парфенос» на афинском Акрополе (
<span>1Совет пятисот</span>. 2На должности стратега, начальника
конницы и казначея избирались голосованием. 3Комиссии присяжных
заседателей - гелиастов вершили суд, заседало по шесть тысяч судей. 4Верховным
органом власти в Афинах было Народное собрание (экклесия). 5Были
уничтожены важнейшие контрольные и судебные полномочия Ареопага.
Войну с Египтом при энергичном Амасисе Кир, очевидно, считал преждевременной и обратился против кочевых племён Ирана и Средней Азии. Неизвестно, тогда ли вошли в состав Персидского государства те области, которые перечисляются в списках Дария(Парфия, Дрангиана, Ария, Хорасмия, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Саки, Саттагида, Арахосия и Мака), или они были присоединены ещё до завоевания Вавилона. Из Геродотакак будто следует, что бактрийцы и саки в порядке присоединения следовали за Вавилоном («… помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне»)[54]. Историки Александра Македонского (Арриан, Страбон) упоминают также поход Кира через Гедросию, в котором он потерял всю армию, за исключением всего семи воинов[55], а также основание на берегах Яксарта (древнее название Сырдарьи) города Кирополиса[56][57].

Рельеф в Пасаргадах. Возможно, носит портретные черты Кира Великого
Поход Кира на массагетов стал для него роковым. Летом 530 года до н. э., согласно Геродоту, перейдя реку «Аракс», Кир потерпел поражение и погиб. По утверждению Геродота, «царица» массагетов Томирис, мстя Киру за смерть сына, приказала найти его тело и окунула его голову в винный мех, наполненный кровью, таким образом предлагая ему утолить ненасытную жажду крови[58]. Однако, поскольку доподлинно известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), некоторые из исследователей считают этот эпизод недостоверным. Так, по мнению Бероса, Кир пал в битве с дахамипосле девятилетнего царствования в Вавилоне[59].
Ктесий сообщает о войне с дербиками (кажется, на границах Индии), и опять-таки не обходится без легенд, совершенно отличных от приведённых Геродотом[60]. Во всяком случае, место смерти Кира везде указывается на крайних пределах государства, вероятно требовавших особенного наблюдения и поставивших престарелого царя перед необходимостью лично вести войну. Видимо, Кир погиб в самом начале августа; во всяком случае, к концу августа 530 года до н. э. весть о гибели Кира дошла до далёкой Вавилонии.
Царствовал Кир 29 лет и погребён в Пасаргадах, где до сих пор сохранился памятник, считающийся его гробницей и напоминающий по стилю малоазиатские мавзолеи. Вблизи этой гробницы высечен краткий и скромный клинописный персидско-эламо-вавилонский текст — «Я — Куруш, царь, Ахеменид», а также изображено охранявшее бывший здесь дворец крылатое существо в эламском царском наряде и с головным убором египетских богов. Принадлежность этой гробницы Киру едва ли может подвергаться сомнениям хотя бы из-за полного соответствия сооружения с описанием, например, у Аристобула, которому Александр поручил заботиться о его сохранности.
Во времена анархии, наступившей во время похода Александра в Индию, гробница была разграблена, но македонский завоеватель, вернувшись, казнил грабителей. Впрочем, они не нашли в ней почти никаких ценностей, и Александр удивлялся скромности, с которой был похоронен столь великий завоеватель[20][61][62].