Известный под именем «XII таблиц» (или, по более поздней терминологии, «Законов XII таблиц») памятник древнеримского права приписывается обыкновенно децемвирам и датируется 451-450 гг. до н. э. (Ливий, III, 34-37. Диодор, XII, 23-26). До наших дней он сохранился только в скудных, подчас очень темных по своему смыслу отрывках, которые мы находим у позднейших латинских авторов. Кроме того, нередки случаи, когда наши сведения о постановлениях, содержащихся в XII таблицах, ограничиваются сообщениями какого-либо писателя или юриста о том, что будто бы еще в этом памятнике предусматривалось регулирование в определенном направлении тех или иных социальных отношений; при этом точной цитаты этого постановления авторы обыкновенно не дают. Таким образом, у исследователя, занимавшегося восстановлением текста этого памятника, получался двоякого рода материал: с одной стороны, сохранившиеся в литературных источниках (далеко не безупречные с точки зрения полноты и точности) извлечения из этого так называемого «кодекса децемвиров», а с другой - глухие, порой, быть может, даже неправильно приписываемые XII таблицам сообщения о каких-то юридических нормах, которые действовали в раннюю эпоху Римской республики и которые впоследствии считалось небесполезным реставрировать для защиты интересов консервативных групп правящего класса позднего Рима. Такая двойственность материала вызвала необходимость выделения этой второй группы имевшихся в нашем распоряжении данных о памятнике; такого рода сообщения приводятся, с указанием их автора, в круглых скобках. Наряду с этим для уяснения смысла переводимого текста нам представлялось целесообразным отказаться от лаконизма, присущего памятнику, и дополнить некоторые постановления отдельными словами и даже целыми фразами. Такие дополнения введены в текст в квадратных скобках.
<span>ТАБЛИЦА I </span>
<span>1. Если вызывают [кого-нибудь] на судоговорение, пусть [вызванный] идет. Если [он] не идет, пусть [тот, кто вызвал], подтвердит [свой вызов] три свидетелях, а потом ведет его насильно. </span>
<span>2. Если [вызванный] измышляет отговорки [для неявки] или пытается скрыться, пусть [тот, кто его вызвал] наложит на него руку. </span>
<span>3. Если [препятствием [для явки вызванного на судоговорение] будет его болезнь или старость, пусть [сделавший вызов] даст ему вьючное животное [jumentum]. Повозки [arcera], если не захочет, представлять не обязан (1). </span>
<span>4. Пусть поручителем [на судоговорении] за живущего своим хозяйством будет [только] тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает. </span>
<span>5. Nex... foreti, sanates (2). </span>
<span>6. На чем договорятся, о том пусть [истец] и просит [на судоговорении] (3). </span>
<span>7. Если [тяжущиеся стороны] не приходят к соглашению, пусть [они] до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комиции (4). Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают [свое дело]. </span>
<span>8. После полудня [магистрат] утвердит требование той стороны, которая присутствует [при судоговорении]. </span>
<span>9. Если [на судоговорении] присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком [судоговорения]. </span>
<span>ТАБЛИЦА II </span>
<span>1. (Гай, Институции, IV, 14: по искам в 1000 и более ассов (5) взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 асоов], по искам на меньшую сумму - 50 асоов, так было установлено законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге [за человека, свобода которого оспаривалась] [всего лишь] в размере 50 ассов). </span>
<span>2. Если одна иэ таких причин, как... тяжкая болезнь, или [совпадение дня судебного разбирательства] с днем, положенным для обвинения [кого-либо] в измене (6), [будет препятствовать] судье, третейскому посреднику ищи тяжущейся стороне [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перенесено на другой день. </span>
<span>3. Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома [неявившегося на разбирательство свидетеля] и в течение трех дней во всеуслышание взывает [к нему]. </span>
Мертвая Жанна уже не представляла для Карла той потенциальной опасности, которую он видел в живой крестьянке из Домреми. Поэтому, когда в 1449 года французы завладели Руаном, Карл, ничего не сделавший для её спасения, теперь отдал приказ пересмотреть дело Жанны. Хотя и с опозданием, но король решил снять ярлык колдуньи с той, которой был обязан своей короной. Как-то не комильфо было, что колдунья спасла страну и сделала его королем.
Жанна присутствовала при коронации Карла в Реймсе. Легитимность его царствования напрямую зависела от реабилитации Жанны. положение его во время Столетней войны было чрезвычайно сложным и опасным. Ему прежде всего надо было думать о выживании династии, с которым неразрывно было связано сохранение национальной независимости Франции. Можно сказать, что были все основания пожертвовать Жанной ради такой цели.
<span>Битва при Херонее (338 до н.э.) сражение в Греции под селением Херонея в Беотии, в ходе которого македонский царь Филипп II разгромил объединенную армию греческих городов-государств.</span>