В степи травяной покров густой и разнообразный, а в пустыне травы практически нет.
Жила-была давным-давно в одном прекрасном лесу божья коровка. Каждый день она летала на луг, веселилась с бабочками, стрекозами. Им вместе было очень интересно.Как-то раз одна из бабочек пригласила всех к себе на день рождения. Все оживились, стали придумывать, как лучше поздравить свою подругу. Божья коровка ни разу не была на таком празднике, и ей было очень интересно, что это – день рождения, когда он наступает? Она спросила у бабочки:– Как ты узнаешь, что у тебя наступил день рождения?<span>Бабочка ответила:
– Сначала я из гусеницы превращаюсь в куколку. Потом, через некоторое время, я становлюсь бабочкой. День, когда я освобождаюсь от кокона, и есть мой день рождения.
– А я не знаю, когда у меня день рождения.</span>И божья коровка ушла грустная. С тех пор она больше не веселилась с другими, не летала на луг, не любовалась красотой леса. Ничто ее больше не радовало.<span>
Однажды она сидела около своего домика и плакала. Вдруг рядом появилась добрая фея.
– Почему ты плачешь? Посмотри, все веселятся, радуются солнышку, а ты такая грустная. Что случилось?
И божья коровка ей все рассказала. Тогда фея улыбнулась и сказала:
– Не печалься. Я тебе помогу. Теперь каждый год на твоих крылышках будет появляться по пятнышку. По ним ты будешь узнавать свой возраст и сможешь праздновать день рождения.</span><span>
Божья коровка была счастлива. Теперь и у нее будет день рождения. Это все о чем она мечтала!</span><span> </span>
...Житье им стало совсем дурное.
Колодки не снимали и
не выпускали на белый свет.
Л. Толстой
Л.Н.Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М.Ю.Лермонтов. Но воинственных горцев увидели они по-разному. Вернее, видели они одно и то же, но воспринимали своеобычно. Мцыри пленен еще ребенком, он умирает, подобно орлу в клетке. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне, если можно так выразиться, законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
Надо сказать, что подробное, "бытовое" описание событий у Толстого не заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала, как у Лермонтова, нет высоких чувств и высоких поступков. Грязная обыденность страшнее!
Сюжетная конструкция схожа: "Плен, попытка бегства, утешители (у Лермонтова — монах, у Толстого — девочка). У Лермонтова конец трагичный: лучше смерть, чем неволя. У Толстого — хэппи-энд, в лучших традициях американских боевиков. Нам можно даже увидеть некий юмор в последних словах Жилина: "Вот я и домой съездил, женился!" Так и хочется сказать: "Ничего себе, сходил за хлебом!"
Сразу оговорюсь, мне лично ближе история, записанная Лермонтовым. В ней нет этого смиренного восприятия рабского бытия, нет мелочной антисобытийности, какой-то вещественной меркантильности. И нет того, что со временем оттолкнет от Толстого многих его почитателей и что проглядывает уже и в ранних произведениях — убогой терпимости. Той, которой в полной мере обладают блаженные и юродивые.
Я люблю Толстого, когда он сочными красками рисует подробные холсты своего времени. Могут нравиться или не нравиться батальные сцены, характеры, судьбы его многочисленных полотен, но не восхищаться объемом и глубиной перспективы этих картин нельзя. Но когда Толстой начинает поучать, когда он с фанатичной тупостью (что смотрится в его величественном образе как душевная болезнь) начинает вещать и проповедовать, я закрываю книгу.
Вернемся к "Кавказскому пленнику". Возможно, до войны в Чечне мы воспринимали бы это произведение стандартно. И в сочинениях писали бы, что Толстой всю свою жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Что веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе "Кавказский пленник". Что он великолепный стилист и что он создал народные книги для чтения, по которым учил крестьянских детей...
Сидел себе в Ясной Поляне длиннобородый патриарх, которому не надо платить за свет и газ и которому не досаждают соседи-алкоголики, и рассказывал чистеньким, специально для барина умытым и приодетым мужицким детям о том, как надо жить. Так, например, как "Филипок". Или — как Лев Николаевич.
Недавно на экранах кинотеатров торжественно демонстрировался новый "Кавказский пленник". Надо сказать, что режиссеру удалось глубже выразить мысль, затронутую Львом Николаевичем. Предметнее, с предельным, почти документальным реализмом. И такой фильм действительно заставляет задуматься: почему люди столь враждебны друг к другу, зачем они воюют.' Более того, появляется фантастическая мечта: сделать так, чтобы все взрослые с планеты исчезли, а остались только дети, не умеющие различать друг друга по национальности или вероисповеданию. Да и о самом вероисповедании ничего еще не знающие.
Я ни в коей мере не противопоставляю кинофильм творчеству великого писателя. Меняются времена, меняется оценка определенных предметов искусства. Да и восприятие меняется.
Но вот почему-то Мцыри мы принимаем безоговорочно, без попыток анализировать или — упаси Боже! — критиковать. Что, кстати, можно сказать о почти всех талантливых произведениях любого времени и любого авторства.
Пошла Маша гулять в лес одна. Вдруг увидела на опушке стоит чей-то домик и решила в него зайти. Зашла,а там, о Боже, везде грязь. Маша принялась за уборку. Везде все убрала да еще и ужин вкусный приготовила и ушла к себе домой. Через некоторое время вернулся к себе домой Медведь и удивился: дома у него чистота и порядок, да еще кто-то приготовил ему вкусный ужин.