В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: “…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку {не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)”, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”
Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… “Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку”, — пишет Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения^ действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: “Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна”. Молчалин же: “При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Веселостей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?”
Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но “чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю”. И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает “особенностей бездна”, может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.
<span>О том, что Чацкий — “век новый”, а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует “службы делу, а не лицам”, не смешивать “веселье или дурачество с делом”, он тяготится среди толпы “мучителей, зловещих старух, вздорных стариков”, отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он “служить бы рад, прислуживаться тошно”.</span>
Бегут-бегут лошадки-облака. От ветра убегают без оглядки. А ветер-пастух гонит их домой, за край неба. Сами они белые, а гривы у них растрепались от бега. вот уже и не лошади это, а птицы. Их крылья в полете раскинулись уже на пол-неба. Серые птицы облаков летят под дождем. А гнездо их - большая черная грозовая туча. Собираются черные птицы в гнездо, клубятся, множатся. Небо темнеет от туч. Вот сейчас и гроза будет!
Если тебе нужно исенно по литеретуре, можешь взять описание дуба из произведения А.С.Пушкина "У лукоморья дуб зеленый..."
1) Похожа на дом птицы - гнездо. Человек позаимствовал эту идею у птиц, потому что у людей возможность строить такие дома появилась недавно.
2) Дом похож на муравейник. Этот дом человек построил позже муравьёв, потому что такую технологию придумали недавно.
3) Дом похож на соты. Человек построил его с дома пчёл, позже, чем они. Значит, украл идею.
Ну тут в краткости
Здесь несколько конфликтов. Основной - человек и общество. Но на него еще накладывается конфликт поколений, конфликт между старым строем и новым укладом жизни. Но главное то, что чистый душой и порядочный человек не может существовать в рамках ханжеской общественной морали, ему тесно в ней.