Бобыли так назавали крестьян в 17 веке
1) Учение Мартина Лютера привлекало многих людей своими основными идеями:
- Спасение души не зависит от церковных обрядов и взносов, достаточно лишь искренней веры самого человека. Люди не обязаны отвечать перед церковью, только перед Богом.
- Разграничение светской и религиозной власти. Церковь больше не имеет права вмешиваться в управление государством, она сама должна подчиняться светской власти, как и любой другой народ.
- Власть должна опираться на естественные права человека, т.е. должна поддерживаться свобода выбора.
2) Католическая церковь поручила священникам разъяснять людям смысл их вероучения, отменила продажу индульгенций. Но была у этого и обратная сторона. Протестантов преследовали и уничтожали. Одним из самых жестоких событий, произошедших в борьбе с Реформацией, была Варфоломеевская ночь.
Я часто слышал выражение: «Не позорь свое имя», «Достойно сохрани свое имя». «Не запятнай свое имя». Слышал, но никогда не обращал внимания на глубину их содержания. Но вот однажды услышал сказанное в адрес знакомого: «Он дорожит семейным именем», и мне открылась извечная мудрость: самое дорогое у человека - имя как синоним чести, как твое духовное естество, твоя святыня. Сколько человек существует как цивилизованная личность, столько, наверное, существует и понятие чести. Это она, честь, не позволяла повиноваться врагам, требовала избежать плена, выбирая смерть. Это за честь родной Украины боролись ее сыновья во время татаро-монгольского нашествия. Это честь своего порабощенного народа отстаивали запорожские казаки в освободительной войне 1648-1654 годов, молодые украинцы, погибшие под Крутами в 1918 году, тысячи украинцев - воинов Великой Отечественной войны. Я думаю, что рядом с безграничной любовью к родной земле в их сердцах сиял лозунг чести, личной и общенародной. Что же такое честь? Я ее понимаю как осознанное собственное достоинство (и не только собственное), что вызывает уважение со стороны других, желание подражать твоим поступкам и идти за тобой. Я считаю, что недаром понятие чести человека стоит рядом с его именем, так как собственное имя - это то, что выделяет человека среди других, индивидуализирует его. Ребенок родился - и ему дается имя. Он взрослеет, начинает понимать, что все его поступки связаны с именно его именем, поэтому он должен отвечать за них лично. А отвечать за свои поступки - значит все время жить по нормам общечеловеческой морали, которая от дедов-прадедов через поколения дошла до тебя. Я уверен, что лишь тогда человек живет по чести, когда все время, каждую минуту своей жизни, в каждом поступке руководствуется честными правилами общего бытия. Но можно размышлять и так: это мне не подходит, а вот это для меня лучше, а здесь я так хочу сделать - и не иначе!
О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространённого здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позже название кириллица. В дальнейшем этот более лёгкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди различных слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простые горожане оставляли многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.