можно сказать практически всё, потому что Пушкин писал о русской литературе, его стихи основаны на народной мудрости
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.
("Евгений Онегин", VIII, 50)
Пушкин сам называл свой роман " собраньем пестрых глав" , я думаю, потому, что рассказывает он о многом.
<span>Энциклопедизм романа в стихах состоит в умении поэта описывать л
любое явление несколькими чертами. В. С. Непомнящий справедливо пишет: «Роман «Евгений Онегин» – не только и не столько «энциклопедия» жизни России в первой трети XIX века, сколько русская картина мира: в ней воплощены… представления о мире, жизни, любви, совести, правде, которые выстраданы Россией, всем ее огромным опытом, историческим и духовным, ее судьбой и верой. «Евгения Онегина» можно назвать поэтому первым русским «проблемным романом» : на его протяжении Пушкин ставит и решает для себя – и для нас – проблему человека»</span>
Юшка получал жалованье, но многие годы носил одну и ту же одежду. Жалкий вид Юшки вызывал раздражение как у детей, так и у взрослых. Дети могли бросить в него что под руку попадало, могли подбежать и толкнуть. Старик не сопротивлялся, что вызывало новый приступ гнева у юных мучителей. Их удивляло, что живой человек может так спокойно относиться к этим шалостям.Взрослые ничем не отличались от детей. От кротости Юшки мужики приходили в бешенство, ожесточенно и подолгу избивали его. Добрая хозяйская дочь, которая иногда приходила за избитым Юшкой, говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живешь?»Окружающие обижали его, а он платил им за это кротостью и любовью. Люди не могли понять этого, но где-то чувствовали, что эта любовь возвышает его над ними, поэтому ненавидели и били еще сильнее. Никто никогда не понимал, о какой любви говорит блаженный: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие?.. Вы, должно быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..»Ко всему прочему Юшка был больной. Болезнь превратила его в старика. Каждое лето по болезни уходил от хозяина Юшка на месяц. Отправлялся к родственникам в глухую деревню, но куда точно ходил он, видимо, никто не знал. Любовь Юшки была всеобъемлющей. Только оказавшись наедине с природой, он мог выразить весь свой восторг и любовь.Юшка мог склониться к земле, мог целовать цветы, «стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».Каждое лето совершал свое путешествие Юшка, но с каждым годом он все более слабел и однажды уже не смог отправиться в свое обычное путешествие. Как-то, возвращаясь с работы, он встретился с «веселым прохожим», который тут же начал к нему цепляться. Единственный раз Юшка посмел возразить, за что и поплатился жизнью. Юшка утверждал свое право на жизнь: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»Возмущенный прохожий толкнул Юшку, который, последний раз перевернувшись, «более не пошевелился и не поднялся». На похороны его пришли все: дети, взрослые — все, кто «мучил его при жизни». Автор замечает: «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».<span>Настоящий урок доброты и сострадания преподал Юшка уже после смерти. В один из осенних дней в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина, где ей найти Ефима Дмитриевича. Кузнец сразу и не догадался, о ком идет речь. Только потом он понял, что девушка пришла к Юшке. Ефим Дмитриевич взял на попечение девочку-сироту. Все свои заработанные деньги он тратил не на еду и одежду, а на помощь этой бедной сироте. Несмотря на собственную бедность, он смог воспитать девочку, дать ей достойное образование. Девушка выросла, стала врачом и приехала лечить дорогого ей человека — Юшку. Она бескорыстно лечила чахоточных больных в память о своем покровителе, не только лечила, но и утешала.Давно уже умер Юшка, но его доброта осталась в поступках и помыслах когда-то согретой его большим сердцем девочки. В городе давно уже забыли несправедливость по отношению к Юшке. А женщину-врача теперь называли «дочерью доброго Юшки».Рассказ А. П. Платонова учит состраданию и милосердию. Нельзя окружающих людей оставлять в беде, нельзя обижать беззащитных, тех, кто слабее. Добрые дела обычно возвращаются сторицей.</span>
Стихотворение Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» также отличается условностью описания.
<span>Если проанализировать настроение, картины и изобразительно-выразительные средства текста, можно заметить, что главными образами, как и в стихотворении Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело…», являются тучи, гром, молния и земля. Однако эти предметы и явления под пером поэта становятся одухотворёнными, оживают. </span>
<span>Предметный ряд стихотворения Я.П. Полонского (горы, тучи, скала, ночь, пустыня, молния, гром, эхо), а также глагольная лексика, состоящая почти из одних олицетворений (блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, засмеялось, сказалась стоном, вздохнула, не смели повторить удара, улеглись, обомлели), казалось бы, рисуют грозу, но читатель догадывается, что скала в иносказательной форме напоминает мать, а тучи — её поссорившихся детей. </span>
<span>Размышляя о стихотворении Я.П. Полонского, шестиклассники могут сделать выводы, что лирический пейзаж у поэта причудливый, необычный: горы, пустыня, скала горючая. В стихотворении много глаголов-олицетворений, которые делают изображённую картину живой и запоминающейся. Интересна и звуковая гамма. Читатель словно слышит звуки вечерней грозы в горах, которые создаются лексикой и аллитерациями. Развитие действия в стихотворении тяготеет к сюжетному повествованию. Оно похоже на маленький поэтический рассказ о ссорящихся тучах, пожалевших застонавшую скалу. Однако в образах природы поэт видит отражение человеческих отношений.</span>
В начале Фома рассказывал о своем деде, как он перешел жить в курень и они с ним. Дед много кого знал и любил всегда поболтать с проезжими обозами. Встретил он своих друзей давнишних, расхрабрился, и пустился в пляс. Пошел он по гладкому месту, дошел до середины, и не может дальше танцевать. Дед обьявил это место дьявольским, ругался. Потом смотрит, он уже в другом месте, дьявол его перенес и увидел клад. Но так как у него с собой ничего не было, выкопать он его не мог. Он сделал разметку, что бы найти его завтра. Ушел домой, спать. На следующий день он это место не нашел. И пошел копать место для тыкв. Проходя мимо того злополучного места, ругался, и глядит опять он на том же самом месте, что и вчера. Стал копать свой клад. Дьявол ему все мешал, и деревья "разговаривали" и баранья голова и птичий нос. Не давал ему нюхать табак. Дед его выкопал кое как, подходя к дому, бабушка облила его помоями. Когда он все таки открыл этот клад, не было там никакого золота, а только сор. Дед осерчал, и потом как слышал, что где -то неспокойно, крестился. А на том месте заколдованном , и до сих пор ничего путного не растет.