Структура нравственного поступка
Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка) .
Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.
Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.
Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда». ) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» , – гласит библейская мудрость.
Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.
Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь» .
<span>Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.</span>
Если рассуждать на тему "Нужны ли рыцари сегодня", то для начала я хочу обратится к понятию рыцарей, кто это такие? В первую очередь, если переводить с польского языка это всадник, это кавалер. Более того, это еще и почетный титул, который был популярен в 8 веке в Европе. Если мы нарисуем в голове картину воображаемого рыцаря, любой человек, представит его властным, на коне, с копьем, то есть это очень мужественный, сильный, храбрый человек. Не даром существует фраза " Рыцарь на белом коне", это не просто человек, не просто мужчина, это идеал воина, который защищал земли от врага, это идеал мужчины, о котором мечтала каждая девушка в древние времена. Что в нем такого замечательного? Рыцарем мог быть не каждый, происходил целый ритуал посвящения, помимо физической силы, настоящий рыцарь должен был обладать хорошими манерами в общении, умом, великодушием. Они держались за этот титул, гордились, если они проходили посвящение, но если кто-то не сдерживал своих клятв, происходила церемония лишения этого достоинства.
После всех перечисленных качеств в одном только слове, у меня отпадает вопрос, а нужен ли он? Ответ очевиден. По моему мнению, рыцари нужны, но конечно не такие как они были в древние времена. Сегодня в век технологий правила жизни изменились, не нужна копья, не нужны публичные церемонии, время идет, и мы не стоим на месте. Я считаю, что век рыцарей, к сожалению, прошел. Но у нас есть армия, и мы можем внести особенности в становлении настоящего солдата и воина. Школа должна учить будущих мужчин этикету, семья должна дать хорошее воспитание и чувство любви к ближним. Я думаю, если учесть все тонкости достоинств прошлых рыцарей, можно вырастить современного рыцаря в XXI веке.
Дорожные знаки - знак Стоп, знак Одностороннего движения
При встрече.... - при встрече старшего по званию: Капитан, Генерал
Опоздание на встречу - собеседование на работу, свидание, день рождение, поход в кино/музей
Закон или предписание - закон о запрете об уничтожения животных из Красной книги
Этикет - правильно вести себя за столом и правильно использовать столовые приборы