Года три назад наша кошка Мурка научилась разговаривать, это было до ужаса странно! Подходит она ко мне и говорит: «Эй! Наверху! Поесть - то дайте!» Я дал ей поесть, но изумление всё ещё осталось!
Так мы стали жить с говорящей кошкой, но спокойствие длилось не долго. Уже через два года Мурка заразила «человеческим языком» всех домашних животных в нашем городе! Вы себе не можете представить, как это неудобно. Идёшь по улице, а за тобой стая собак бежит и кричит: «Поесть дайте!!!» Или во дворе собака видит кошку и говорит: «А ну брысь с моего двора, кошка!» «А почему он вдруг стал твоим, он мой! Я живу в соседнем доме». И начинают они ругаться.
<span>Но потом я узнал, нет, вы не поверите, наша кошка Мурка вовсе не кошка, а волшебница! Она над нами пошутила! Когда я пришёл домой, я сказал Мурке, чтобы она расколдовала нас! Заставлять её не пришлось, она извинилась и расколдовала всех животных. Но сама говорить не разучилась, а даже научилась читать! И теперь она рассказывает мне на ночь сказки, которые прочитала днём в Интернете. Вот такие дела происходят у нас в городе.</span>
познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Петька на даче»;формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного, составление сообщения на определённую тему;продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать качества нравственной личности;воспитывать интерес к чтению художественной литературы.Задачи:
приобщиться к высокому нравственному и духовному миру литературы и живописи; пробудить интерес к личности Л.Н.Андреева;рассмотреть нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Андреевым в рассказе «Петька на даче» (безрадостное детство, бессердечность, отсутствие чуткости, сострадания);пробудить в них нравственные качества: чуткость, доброту, сострадание; дать начальное представление об особенностях стиля Л.Н.Андреева;Методы: диалогический, монологический, исследовательский, метод программированных заданий.
Оборудование: учебник « Литература. 5 класс. Автор –составитель Г.С. Меркин» , выставка книг «Тема трудного детства в творчестве русских писателей», «Словарь русского языка : В 4-х т./ под ред. Евгеньева, М., «Русский язык»,1983., т.2; мультимедийная установка, презентации к уроку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Сегодня нам проблему предстоит решать.Мы будем много думать, анализировать, размышлять. На серьёзный вопрос мы должны найти ответ: нравственность – это важно или нет?
II. Вступительное слово учителя
– Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Петька на даче». – Кто главный герой произведения? – А о чём этот рассказ? – Сегодня на уроке мы поговорим о трудном детстве героя, постараемся понять его чувства, познакомимся с новыми литературоведческими терминами. Автором рассказа «Петька на даче» является Л.Н. Андреев, чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Л.Андреева, которую подготовила для нас группа экскурсоводов.
III.Сообщения экскурсоводов, сопровождающееся Презентацией 1
(Приложение 1)
Учитель. Итак, мы выяснили, что в рассказе «Петька на даче» Леонид Андреев описывает трудное детство героя. К этой теме обращались многие писатели. – Вспомните, какие вы знаете произведения художественной литературы, написанные на эту же тему? («Ванька» Чехова, «Спать хочется» Чехова, «Дети подземелья» Короленко).– Ребята, а я вам хочу предложить для чтения книги, которые тоже раскрывают тему трудного детства: Д. Григорович «Гуттаперчивый мальчик», Куприн «Белый пудель», И. Телешов «Домой». (Демонстрируется выставка книг). Эти книги есть в нашей школьной библиотеке. Тема трудного детства была широко распространена и в изобразительном искусстве 19 века. Наши ребята подготовили сообщения о картинах, на которых изображена нелёгкая жизнь маленьких тружеников.
IV. Сообщения учащихся (Приложение 2)
Демонстрируются изображения картин. (Презентация 2)
– Скажите, а какие чувства вы испытывали, когда рассматривали эти картины? (Безрадостное чувство, настроение подавленное, жалость) – Как вы думаете, что помогло художникам вызвать у нас эти чувства? (Краски, одежда героев, убожество помещений, позы героев)– А теперь, ребята, рассмотрим, как тема трудного детства раскрывается в рассказе Л.Н. Андреева «Петька на даче. Этот рассказ написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране. (Презентация 2)
Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя- парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».
– Когда вы читали дома рассказ, вы выделяли в нём смысловые части и озаглавливали их.
<em><u>1.Человек - </u></em><em><u>Дворовый</u></em><em><u> </u></em><em><u>слуга,</u></em><em><u> </u></em><em><u>служитель,</u></em><em><u> </u></em><em><u>лакей,</u></em><em><u> а позднее </u></em><em><u>официант,</u></em><em><u> слуга</u></em>
<em><u>2.Человек </u></em><em><u>Живое</u></em><em><u> </u></em><em><u>существо,</u></em><em><u> обладающее </u></em><em><u>даром</u></em><em><u> мышления и речи, способностью </u></em><em><u>создавать</u></em><em><u> орудия и </u></em><em><u>пользоваться</u></em><em><u> ими в процессе общественного труда </u></em>
<em><u>3.Человек - общественное </u></em><em><u>существо,</u></em><em><u> обладающее сознанием, разумом, субъектобщественно-исторической деятельности и культуры</u></em>
<em><u>4.</u></em><span><em><u>ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни,</u></em><em><u>субъект </u></em><em><u>общественно-исторической деятельности.</u></em><em><u> Человек </u></em><em><u>наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности.</u></em></span>
<em><u>5.ЧЕЛОВЕК - это одно материально-духовное существо (неразделимое диалектическое единство материального природного организма и духовного внеприродного сознания)</u></em>