Вы задаетесь вопросом, почему романсы как огромное количество песен живут в памяти людей? А потому что большинство их написано на тему русских песен. Русские песни являются легко запоминаемыми и поэтому русские композиторы использовали их в виде основы для своих произведений, но видоизменяли их. В раннем периоде когда Глинка как бы осваивал композиторское мастерство , искал свои пути в искусстве , он писал в основном "русские песни". Глинка на основе русских песен и стихов Н. Кукольникова написал 12 романсов "Прощание с Петербургом" в 1840 году. ОН использовал такие песни народного характера как "Жаворонок", "Колыбельная" , "Прощальная песня" и другие произведения. А причина их долголетия в том, что на протяжение столетий их передавали из уст в уста тем самым большинство людей уже пожилого возраста могут петь, рассказывать и записывать их чтобы продолжать традицию русских народных песен.
Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки[2]. Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска — Викторин Владислав Глинка (польск. Wiktoryn Władysław Glinka)[3]. После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.
Детские и юношеские годы Править
До шести лет Михаил воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать от воспитания сына[4]. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.
В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. Его родная сестра Юстина (1784—1871) вышла замуж за Г. А. Глинку (1776—1818), который приходился двоюродным братом отцу композитора. В Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В 1822 году Михаил Иванович успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.
Периодизация жизни и творчества Править
1822—1835 Править
Глинка полюбил музыку. По окончании пансиона он усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Монумент Глинке на Театральной площади рядом с Мариинским театром и консерваторией в Санкт-Петербурге
Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику[5]. Так, на основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ» композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила»[6][7]. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
Небесное в баха баха это не земное
1. до мажор
2. ре мажор
3. ми бемоль мажор "Героическая"
4. си бемоль мажор
5. до минор (так судьба стучится в двери)
6. фа мажор "Пасторальная"
7. ля мажор
8. фа мажор
9. ре минор , Включает в себя часть Оды радости (Ode an die Freude, поэмы Фридриха Шиллера), называют "Хоральной"
Музыка - это высокое искусство, которое с помощью особым образом организованных звуков производит воздействие на чувства и душу человека, рисует величественную картину мира и непознанной человеческой сути.
Музыка существует с тех пор, как на Земле появились первые люди. Скорее всего, она существовала и до их появления, так как музыку создавали природные явления: свист ветра, шуршание листьев, шум дождя, шорох прибоя, раскаты грома, пение птиц...
Но человек придал музыке новые формы, новое содержание, когда начал изобретать всё новые и новые музыкальные инструменты, создавать и исполнять музыкальные произведения, танцевать, петь, и молиться под музыку.
С тех прошли тысячелетия, но свет этого дивного искусства не померк. Теперь для встречи с музыкой люди собираются в больших залах или на площадях, в уютных кафе или дома на кухне, возле палатки на речном берегу или в купе поезда дальнего следования... Музыке доступны любые пространства, она преодолевает любые расстояния, чтобы дойти до каждого, кто готов впустить её в свое сердце.
Томит, возносит, низвергает...
Какая сила в ней и страсть!
То обожжёт, а то порхает...
Её необъяснима власть!
Нет, всё же знаю объясненье -
Она на небе рождена.
И оттого в ней вдохновенье,
<span>И оттого в ней глубина. (Е.Турикова)</span>