В идее произведения лежит проблема «высокого зла» , рожденного деятельным стремлением к добру и счастью.
«Маскарад» - это социально – психологическая романтическая драма.
Характеризуется противопоставлением героя окружающей среде, условностью
окружающей обстановки, символикой. В драме обличаются общественные
отношения и страдающий в этих условиях незаурядный человек. Он стремится
уйти от царящих в современном ему обществе условностей, своекорыстия и
фальши, но в то же время сам заражен эгоистическими помыслами и чувствами.
Лермонтов презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера,
балы и маскарады в доме Энгельгардта, посещались не только столичной
знатью, но и членами царской фамилии во главе с императором. Картину нравов
дворянского общества Лермонтов нарисовал и в «Маскараде» . Примечательно,
что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в которой
изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично:
вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный,
полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный
и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица,
её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на
время, стать самими собой. «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины
равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску
с чувств снимают смело» .
Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц
сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы
черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в
действительной жизни.
В образе Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах
своевольного героя, бросающего вызов всему обществу, и одновременно
обозначены его нравственные слабости.
Гегель пишет, что в этих коллизиях главным является то, что человек
вступает в борьбу с чем-то в себе и для себя нравственным, истинным,
святым, навлекая на себя возмездие с его стороны. [3]
Так «гордый ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными
представлениями, внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он
и жертва и преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки
«высокое» злодейство героя – индивидуалиста снижено до обычного
преступления, ибо Арбенин не знает других законов. Раз в жизни Арбенин
<span>поступил не «по - Арбенински» и жестоко поплатился.</span>
У Вани Зубова отец сильно болел. Его лечил знахарь Гундосый. От лекарств
знахаря отец умер. Мать Вани Дарья послала Ваню в Сибирь с надеждой получить
там землю. Мать
дала Ване на дорогу хлеба, луку, кусок старого сала
и проводила
на узкоколейку до станции Пилево.<span> Ваня добрался до
Владивостока. Там он устроился кочегаром в китайскую прачечную. Потом несколько
лет плавал кочегаром на пароходе. Однажды пароход пришел к берегам Австралии.
Здесь Ваню одолела тоска. Он ушел с парахода и устроился рабочим на сахарную
плантацию. Там надсмотрщики издевались над рабочими. Ваня не стерпел и ушел с
плантации искать счастья. В это время в России произошла революция. Ваня</span> начал жадно читать газеты. Он думал о революции
по ночам. Неужели на родине, уже дают людям богатые земли?<span> Че</span>рез месяц он уехал в Батавию, а оттуда - <span>то зайцем, то палубным
пассажиром, то гальюнщиком он добрался
до Лондона. В Лондоне его взяли на советский теплоход и привезли </span><span> в Россию. </span>В Пилеве Ваня поступил
помощником машиниста на узкоколейную железную дорогу. <span> Его мать давно умерла. В их старой избе жила теперь тетка Василиса. Вася познакомился с её дочерью – Зиной. Зина училась в Москве. Ваня подарил ей цветы.
В Австралию своему другу Бобу он послал
письмо, вложив в него красный кленовый листок. </span>
Я же рос, как дикое деревцо в поле, – никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.
- Не понимаешь, конечно, потому что ты еще малец... Поэтому скажу тебе кратко, а ты когда-нибудь и вспомнишь слова философа Тыбурция: если когда-нибудь придется тебе судить вот его, то вспомни, что еще в то время, когда вы оба были дураками и играли вместе,- что уже тогда ты шел по дороге, по которой ходят в штанах и с хорошим запасом провизии, а он бежал по своей оборванцем-бесштанником и с пустым брюхом...
1 На Руси традиционно встречают дорогих гостей хлебом и солью. Так и встречали Пугачёва в селениях, которые он со своей крестьянской армией завоёвывал, потому что одни считали его царём-батюшкой Петром третьим, а другие просто народным заступником. Капитан Миронов мужественен и твёрд.2. Миронов относится к Пугачёву с презрением3. Народ смел и верен своему командиру