Кровь гуще воды (т. е. узы кровного родства сильнее других уз).
Так же можно сказать про дом (Родину)
В гостях хорошо, а дома лучше
Лучше дома своего нет на свете ничего
Дом как полная чаша.
<span>Родина любимая — мать родимая.<span>Человек без Родины, что соловей без песни.</span></span>
В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Помните Простакову на уроке у Митрофана?
Читаем реплику Простаковой: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.. .Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке» .
— А теперь вспомните сцену, где Стародум говорит с Софьей: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. ..Дворянин.. .считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служишь» .
Может быть, фразы Стародума покажутся ученикам архаичными по форме. Но так ли несовременны мысли Стародума о воспитании, о чести, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему?
Разве перевелись чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы? Разве не приходится встречать «людей, которым, — как говорит Стародум, — во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки» , т. е. людей, живущих интересами частными, а не государственными?
Противостояние идей героев Фонвизина, их отношения к детям может волновать нас и сегодня.
<span>Комедия, говоря словами Шекспира, — «несовместимого соединитель» . Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место ее братца — хлев со свинками, что Митрофан — обжора. С трудом оправясь от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения» не обременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спину няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях, «котора прилагательна» и «котора существительна» . Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний. Грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающаяся великодушием, невежество, претендующее на образованность. </span>
1) подорож у минуле:
а) різдвяне місто;
б) шкільні спогади;
в) зустріч із сестрою;
г) лавка Фіззіунга;
ґ) розмова з дівчиною;
д) траурне майбутнє дівчини;
2) теперішнє:
а) різдвяний ранок;
б) святкування Різдва в сім'ї Боба Кретчича;
в) торф'яне болото;
г) маяк;
ґ) дім племінника;
д) подорож до всіх нужденних;
е) зустріч зі Злиднею та Неосвіченістю;
3) подорож у майбутнє:
а) біржа;
б) розмови на вулиці;
в) лавка лахмітника;
г) біля ліжка небіжчика;
ґ) у родині боржника;
д) цвинтар;
е) благання.
<span>Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение- так называемая мораль. Действующие лица-животные, растения, вещи. В басне высмеивают пороки людей. </span>