О, это рассказ о легендарном римском полководце. Марк Фурий Камилл прославил свое имя, как военный и политический деятель. Он был отважный, честный. Много побед он принес Древнему Риму сражениями, которыми руководил. Вроде прославился, как завоеватель, захватил немало городов. Камилл был диктатор, но однажды он проявил себя, как честный гражданин и настоящий воин. Римские войска стояли на подступах к надежно и хорошо укрепленному городу Фалерия. В этом городе жил гнусный предатель, который был учителем в школе. Так вот план его был подлый очень. Он привел учеников к Камиллу со словами: "Я привел тебе пленников". Камилл сразу сказал, что с детьми не воюет. Тогда учитель пояснил, что это дети знати города. Когда их родители узнают, что их дети в плену, то сами сдадут город Камиллу. Полководец отказался от победы, основанной на подлости, потому что всегда рассчитывал только на свое мужество и на хорошо обученное войско. Он так и сказал детям, мол, когда подрастете и будете воевать с сильным врагом, то полагайтесь на свои силы, а не на чужую подлость. Камилл приказал раздеть догола учителя, вручить ученикам прутья и гнать учителя домой, стегая его всю дорогу прутьями. И тогда к Камиллу явились фалесские старцы и сдали свой город со словами: "Ты не сломил наших каменных стен, а завоевал нас своим добрым и справедливым поступком".
У Пантелеева эта история заканчивается словами, что прошло более двух с лишним тысячи лет, полководец давно умер, а слава его живет поныне. Этот рассказ был написан в 1940 году. Но история Камилла очень интересна и другими событиями. Советую почитать о Камилле.
Ленивые руки не родня умной голове
Это произведение о природе, учит нас любить и уважать друг друга, даже то чего мы порой не замечаем. Желание выжить создаёт впечатление столкновение добра и зла. В общем главная тема любовь.
Наше поколение, граждане свободной страны, не знает войны, хотя в мире то там, то здесь происходят военные конфликты. Но из рассказов представителей старшего поколения, кино мы знаем о ужасе жесточайшей войны XX столетия - Второй Мировой. Все взрослое население бывшего Советского Союза встало на защиту своей Отчизны. У войны, в самом деле, недетское лицо. Дети становились к станкам на заводах вместо мужчин, которые пошли на фронт. Было такое понятие: сын полка, когда еще совсем юные ребята попадали на фронт и там помогали бойцам. А школы, в которых до войны кипела мирная радостная жизнь, часто превращались в госпитали.
В предисловии Епифаний чаще всего связывает образ Сергия с понятием дара: <span>«… должни есмы благодарити Бога о всем, еже <span>дарова </span>нам такова старца свята…» </span>[4, с. 285];<span> «слава Богу о неизреченном Его даре…» </span>[4, с. 285];<span> «поистине велико то [присутствие Сергия] есть нам от Бога даровася…» </span>[4, с. 286]. Сергий для Епифания – это дар от Бога нашей грешной земле. Завершая главу, автор еще несколько раз повторяет корень -дар-, прибегая в данном случае к корневому повтору и еще раз останавливаясь на той же мысли: <span>«… Той бо есть Бог наш Великодатель, и благых Податель, и богатых даров Дародавец» </span>[4, с. 289].
Также в предисловии представление о Сергии связано у Епифания с понятием пользы: <span>«… то кая потреба толикую и таковую <span>плъзу </span>[память о Сергии] въ забытие положити…» </span>[4, с. 283];<span> «…велит в след жития его [Сергия] ходити и от сего примет ползу» </span>[4, с. 283]<span> и т. д. </span>Повтор слова «польза», практически всегда сопутствующего в начальных строках Жития упоминанию о Сергии, закрепляется тут же цитатой из Василия Великого, которая получает значение ключевой фразы для предисловия: <span>«… тайну бо цареву лепо есть таити, а дела Божия проповедати добро есть и полезно…» </span>[4, с. 283]. Интересно, что понятия дара или пользы как средства для начальной обрисовки образа преподобного в последующих главах Жития встречаются со значительно меньшей частотностью.
Для глав, описывающих детство и отрочество святого, характерны эпитеты «благородный», «чудный» или «дивный», «избранный» и особенно «добрый» или «благой»: <span>«Сий предобрый и вседоблий отрок…» </span>[4, с.306];<span> «добрый же отрок достоин бысть даров духовных…» </span>[4, с. 306] и т. д. Автор подчеркивает, что именно доброта является началом святой жизни.
Кроме того, в главах о жизни юного Сергия неоднократно возникает слово «знамение».