Роман "Чернышевского "Что делать?" был написан в казематах Петропавловской крепости "в 1862-1863 г.г. и явился яркой иллюстрацией того ,о какой жизни мечтают революционеры - демократы . В романе автор поднимает ряд проблем : 1.Изображение профессионального революционера ( в образе Рахметова) .Он полностью подчинил свою жизнь подготовке к революции : отказался от личной жизни ,от роскоши ( хотя был богат),закаляет себя физически .Он готовит себя к лишениям: лежит на гвоздях .(на случай пыток в неволе ).Он готовит революционные кадры ,на свои средства обучает молодых людей ,готовя их к революционной работе .О таких ,как Рахметов ,Чернышевский сказал :" Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли." 2.Ч. показал в своем произведении "новых людей".Тех ,которыми ,по его мнению ,станут все люди на земле .Это труженики ,зарабатывающие своим делом ,это чистые и свободные люди .Они независимы и живут по теории "разумного эгоизма"(если хорошо мне ,то я сделаю так ,что это же будет хорошо и для окружающих)Новые люди -это Вера Павловна ,Кирсанов ,Лопухов 3.Резко отрицательно ,саркастически изображает Ч. старый мир .Мир корысти ,бесчестия ,подлости и продажности .Этот мир обречен на гибель 4.Автор поэтически показывает будущее .Оно дано в 4 сне Веры Павловны .Ч. видел свободных людей ,работающих в уважении и с достоинством .Писатель - революционер мечтал о таком обществе .Он говорил ,обращаясь ко всем нам :" ...будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести». Ушло время Чернышевского ,и будущее другое ,и мечты его не все осуществились .Но само желание писателя служить своему народу и своей стране - это великий подвиг .
"Поэт" было написано в 1838г.,здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его предназначения.
Стихотворение делится на 2части:
В первой части центральным образои является кинжал, снятый казаком с убитого господина,ставший затем предметом купли-продажи.Такой кинжал безвредени бесславен. Центральный образ второй чамти-поэт. Его судьба похожа на судьбу кинжала,в прошлом его голос звучал "как колокол на башн вечевой во дни торжеств и бед народных".Но нынче поэзия не выполняет своё предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов втом,что онои отреклись от борьбы,предпочитая "золотую отделку".
29января 1837года скончался Пушкин. На следующий день Лермонтов написал "На смерть поэта".Жанр-лирическое стихотворение,соединяющие черты элегии и сатиры. Хотя речь идёт о конкретном человеке, Лермонтов говорит о вечной борьбе добра со злом и жестокостью. И таким образом судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще.Основные темы стихотворения- конфликт поэта и толпы,божественный дар и оьречённость на гибель.Ключевое слово второй строфы - "убийца".Его образ лишён романтической приподнятости. Он не неприятель не противник,а именно "убийца",у которого пустое сердце,заброшен к нам "по воле рока". Следующая часть стихотворения -23строки элегия,наполненная отсылками к пушкинским произведениям. Вторая часть наполнена антитезами, иллюстрирующими невозможность понимания между поэтом и "светом",толпой.В заключительной части -16строк Лермонтов открыто называет виновников гибели Пушкина: "надменные потомки известной подлостью прославленных отцов".
В стихотворении "Пророк"- 1841г. Лермонтов поднимает тему взаимоотношений пророка и "толпы".Пророк-гонимый людьми гений. Поэт раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной таорческой личности. "Толпа" отвергает пророка,который провозглашает "любви и правды чистые ученья", и он удаляется в пустыню,где обретант покой и гармонию. Когда пророк возвращантся в шумный град,толпа отталкивает его.
1) По внешности все просто - Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;
2) Черты характера - несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
3) Знакомство Хлестакова с чиновниками - У него получилось очень интересное знакомство с чиновниками , его приняли за ревизора ,и естественно все были с ним любезны.
4) Взаимоотношение Хлестакова со всеми - Хлестаков брал взятки подряд, не понимая всю ситуацию вначале , но в итоге он все это понял и просто уехал. Так же при виде Марьи Антоновны(дочки Городничего) - он с радостью предложил ей руку сердца , на что та потеряла голову,и даже была соперником собственной матери (это звучит странно,но это так)
5) Отношение к Хлестакову - он не является ни отрицательным, ни положительным героем,он где-то серединка этого.
6) Хлестаковы в наши дни - Очень много людей,которые любят пожить на готовое (халявщики) в наши дни, и очень часто им ничего за это не бывает.
Гриша Добросклонов - главный персонаж поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Родился в семье дьячка, мать - крестьянка. Детство- не сытое, но упорство и широкая душа сделали из него " народного заступника", борца. Прототип - Николай Александрович Добролюбов, демократ.
Гриша думал не о личном благополучии Можно выделить следующие его человеческие качества : умение сочувствовать, целеустремленность, образованность, интеллектуальные способности. борец.Гриша - олицетворение идеи поэмы : только таким людям живется весело, вольготно на Руси. О своих мечтах Григорий не только говорит , но и поет. Такому человеку веришь.