Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика.
Маленькая уточка по имени Серая Шейка не могла улететь со своей семьей в теплые края, потому что Лиса поранила ей крыло. Когда уточка осталась одна, то от скуки решила пойти в лес. Там Серая шейка познакомилась с Зайцем, который предупредил ее о том, что ей нужно опасаться Лису. Лиса приходила изо дня в день к уточке и ждала пока вся полынья замерзнет. Однажды утром охотник хотел подстрелить Лису, но увидел уточку в почти замерзшей полынье. Он забрал ее и подарил своим внукам.
Дельвиг Антон Антонович, барон. Родился в 1798 году в Москве. Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Поэт. Окончил Лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, затем в министерстве финансов. 1821 года служил помощником библиотекаря в Публичной библиотеке. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", - вспоминал впоследствии Пушкин . Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах. В этих изданиях Дельвига Пушкин принимал деятельное участие. Еще в 1815 году, в пору ученья, Дельвиг опубликовал стихотворение "К Пушкину " - первый в русской литературе восторженный отзыв о молодом поэте, уверенно предрекавший ему бессмертие:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
Увлечение Античностью было связано для Дельвига с романтическими поисками гармоничной простоты и естественности чувства. Несмотря на свою камерность, лирика Дельвига сыграла важную роль в развитии поэтических форм и метрической техники ( Дельвиг одним из первых разработал форму сонета) . Пушкин писал, что в его стихах заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял. Также Пушкин ценил Дельвига как рассказчика.
В эти годы Пушкин посвящает Дельвигу ряд стихотворений: “Послушай, муз невинных” (1815 г.) , “Блажен, кто с юных лет увидел пред собою” (1817 г.) , Любовью, дружеством и ленью”, “Се самый Дельвиг тот, что нам всегда твердил” (1817-1820 гг.). К 1827-1836 гг. относятся стихотворения и отдельные строки, посвящённые Дельвигу : “Прими сей череп, Дельвиг ”, “Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы? ”, “Сонет”, “Мы рождены, мой брат названный”, “Чем чаще празднует лицей” и “Художнику”.А с 1830 года “Литературную газету”. Пушкин участвовал во всех изданиях Дельвига в качестве сотрудника, помощника и редактора. Эти издания объединяли поэтов пушкинского круга и защищали их позиции в литературной борьбе 20-х годов. Дельвиг откликался на многие литературные события жизни. Он первым печатно приветствовал Пушкина и предсказал ему славный творческий путь. С исключительным достоинством он вёл полемику с писателями и критиками, которые отстаивали устаревшие и ложные принципы художественного творчества. В годы ссылки Пушкина Дельвиг поддерживал с ним переписку как личного, так и литературного характера. Радостным был приезд Дельвига в Михайловское в апреле 1825 года. По этому случаю, Пушкин написал:
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришёл, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос побудил
Сердечный жар, так долго усыплённый,
И бодро я судьбу благословил.
<span>Встречи Пушкина и Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно. За помещение в “Литературной газете” стихотворения Де ла Виня, посвященного жертвам Июльской революции во Франции, Дельвиг получил грубейший выговор от Бенкендорфа; ему было запрещено издавать "Литературную газету". События эти сильно потрясли Дельвига, и вскоре, заболев горячкой, он умер. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига ", - писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: "Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас".Преждевременная смерть Дельвига была для Пушкина ужасным известием. Пушкин был знаком с семьей Дельвига: женой Софьей Михайловной, дочерью Елизаветой и малолетними братьями Дельвига Александром и Иваном, жившими вместе с Дельвигом в Петербурге. После смерти друга Пушкин издал в пользу вдовы его и братьев альманах "Северные цветы" на следующий 1832 г.
сократи немного
</span>
Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?" (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") (2)В поэме "Мцыри" М. Ю. Лермонтов создал яркий и самобытный образ мальчика-горца. Первые шесть лет своей жизни он провел в горах, среди родных и близких, на лоне живописной природы, но потом попал в плен к русскому генералу и был увезен им далеко от дома. Из-за тяжелой болезни Мцыри оставили в монастыре, монахи которого взялись его выходить и воспитать.
Несмотря на заботу, юноша чувствовал себя в монастыре, как в клетке. Запертый в четырех стенах, он не видел и не слышал ничего, кроме колокольного звона, "келий душных и молитв". Размеренная и унылая жизнь монахов претила ему так же, как покорность и смирение. Оторванный от родины и попавший в неволю, Мцыри медленно умирал; он не видел смысла в таком существовании.
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас — Зачем?..
Юноше хотелось дышать полной грудью, он мечтал познать "блаженство вольности":
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской...
В душе Мцыри зародилось желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы", и в одну грозовую ночь он сбежал из монастыря. Три дня наслаждался молодой горец свободой, жил настоящей жизнью. Он скитался по горам и лесам, любовался "прозрачной зеленью листов" и виноградными лозами, слушал "немолчный ропот" горного потока и пение птиц. Находясь вдалеке от людей, он наконец-то не чувствовал себя одиноким. Здесь, на приволье, в душе Мцыри проснулись заложенные с рождения желания и мечты, сила и ловкость:
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
Вернувшись в монастырь, умирающий от нанесенных барсом ран Мцыри не раскаивается в своем поступке и до последних минут отстаивает собственные идеалы и ценности.
<span>В поэме "Мцыри" М. Ю. Лермонтов доносит до нас мысль, что всякий человек рождается для счастья и свободы, и за ним остается право выбора — бороться за свою судьбу до конца или сдаться и смириться.</span>