Грозного смело можно назвать царем-реформатором. В его правление проведены: церковная реформа (Стоглавый собор), военная реформа (укрепление вооруженных сил), правовая реформа (Судебник 1550 г.), административная реформа (упорядочивание приказов), реформа местного самоуправления (ограничение местничества, передача функций от кормленщиков к выборным лицам), денежная реформа (создание единой монетарной системы в стране)… Смысл всех преобразований - укрепление самодержавной власти.
Древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Консул 59, 48, 46, 45 и 44 годов до н. э., диктатор 49, 48-47 и 46-44 годов до н. э., великий понтифик с 63
года до н. э.
Происходивший из древней патрицианской семьи, Цезарь последовательно добивался всех ординарных римских должностей (cursus honorum) и сделал себе имя на борьбе с консервативными сенаторами (оптиматами). В 60 году до н. э. организовал первый триумвират вместе с двумя влиятельными политиками — Гнеем Помпеем Великим и Марком Лицинием Крассом. С 58 года до н. э. более восьми лет провёл на территории современных Швейцарии, Франции, Бельгии, Германии и Великобритании в Галльской войне, присоединив к Римской республике огромную территорию от Атлантического океана до Рейна и снискав славу талантливого полководца. В начале 49 года до н. э. начал гражданскую войну из-за непримиримых разногласий с сенаторами по вопросам о деталях своего возвращения в Рим и о гарантиях судебной неприкосновенности за должностные преступления (подкупы на выборах, взятки должностным лицам, нарушение договоров, насильственные действия и другие нарушения). В течение четырёх лет сторонники сената, сгруппировавшиеся вокруг Помпея, были разбиты Цезарем в Италии, Испании (дважды), Греции и Африке, также им были разбиты войска правителей Египта и Понта.
Придерживался политики милосердия, но в то же время казнил ряд своих ключевых оппонентов. Добившись полной победы над противниками, сконцентрировал в своих руках власть консула и чрезвычайные полномочия диктатора (в конце концов — в виде пожизненной должности), провёл ряд реформ во всех сферах жизни общества. При жизни Цезаря началось его обожествление, почётный титул полководца-победителя «император» стал частью его имени, однако он отказывался от власти древних римских царей. После убийства Цезаря группой сенаторов во главе с Марком Юнием Брутом внучатый племянник Цезаря Гай Октавий принял его имя и получил большую часть наследства по завещанию, став впоследствии первым императором.
К Цезарю по-разному относились при жизни, и эта традиция сохранилась в Римской империи: его имя всячески обелялось сторонниками правителей, а оппозиционеры восхваляли его жертв и заговорщиков. Очень популярной была личность Цезаря в Средние века и Новое время. Помимо политической и военной деятельности, Цезарь известен и как литератор. Благодаря простоте и ясности стиля, его сочинения считаются классикой древнеримской литературы и используются при обучении латинскому языку. К имени Юлия Цезаря восходят титулы кайзер и царь, а также название седьмого месяца года во многих языках мира — июль.
Одна из особенностей казахских батыров заключается в том, что они являются продолжателями традиций сказателей. Вообще традиции сказателей находятся в тесной связи с идеологией батыров. В истории казахской литературы основная часть известных сказателей-выходцы из династии батыров или личности, сами бывшие известными батырами.
При рассмотрении в системе ценностей места института батыров, присущих традиционному казахскому обществу, нельзя не остановиться на образе аргымаков батыров. Одна из основных особенностей батыров – у него должен быть достойный аргымак. «Крылья джигита-лошадь»,- гласит народная мудрость. Батыры могут добиться больших побед, благодаря помощи своих лошадей. Поэтому их лошади были достойны батыров: они были умными, костистыми, крупными, незаменимыми.
Р.Г.Липец максимально полно описал о помощи аргымаков батырам в
эпосах и об уходе за ними [3, 120].
Привилегированное положение батыров зависело, помимо их личных качеств, от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т.е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, также из числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи. Поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов некоторые батыры (как например, Жаныбек, из рода шакшак племени аргын Среднего жуза) превосходили иногда правивших ханов и султанов.
Батыры строго придерживались военной этики. Здесь одним из кодексов степи, имеющих воспитательное значение была система требований, предъявляемых батырам. Эту систему требований можно рассматривать, разделив ее на две части. Первая часть- неписанные законы, используемые в ходе войны: при поединке не нарушать очередности, дать разрешение потерпевшему поражение противнику попрощаться с друзьями, умело использовать оружие. В больших сражениях участие батыров в поединке – его основная обязанность. И.Ерофеева отмечает, что были свои условия при победе в единоборстве, называться батыром [2].
Ну смотри надо уточнить законы о налогах чтобы они небыли высокие или жители тебя накал повешут наказаниях и каким ты был провителем с со всеми дружил или воевал