Книжные: скорбный, клич, вежды, лик, расхищать, низвергаться, почивать, дерзновенный. Это слова, характерные прежде всего для письменной речи, присущие научным работам, официально-деловым документам, публицистике. По "шкале экспрессивности" - это самая высшая точка, т. е. это слова с повышенной экспрессивностью.
Нейтральные: печальный, крик, глаза, лицо, красть, падать, спать, смелый. Нейтральная лексика, иными словами, общеупотребительная лексика. Эта лексика предназначена для констатирующего, безоценочного, нетерминологического обозначения предметов, понятий повседневной жизни, явлений природы, периодов жизни человека и состояний его жизнедеятельности, отрезков времени, мер длины, веса, объёма и т. п. Она лишена экспрессии, эмоциональных и социальных оценок. Она является точкой отсчета в "шкале экспрессивности", по которой распределяется лит. лексика по основным разрядам: межстилевая (нейтральная) , книжная (повышенной экспрессии) и разговорная (пониженной, или сниженной, экспрессии). .
Разговорные: смурной, галдеж, мигалки, морда, тибрить, шмякаться, кемарить, рисковый. Разговорную лексику образуют слова, распространенные преимущественно в разговорной речи. Разговорная лексика ориентирована на неформальное общение в условиях межличностной коммуникации (непринуждённость общения и соответственно - выражения мыслей, чувств, отношения к предмету разговора) . Поэтому ей присуща сниженная экспрессивная окраска. Эта лексика эмоционально более напряженная, экспрессивная окраска варьируется от дружески фамильярной до грубо фамильярной и даже бранной.
А не запутаться очень на самом деле просто. Вот к примеру, "глаза" - нейтральная лексика, так говорят все для обозначения части лица человека. В разговорной речи мы можем услышать множество вариантов для обозначения оных: "моргалы", "мигалки", "гляделки" и т. п. Сразу видно, что такие слова уже не нейтральные, а экспрессивно окрашенные, причем сниженно. А в книжной речи не могут употребляться такие экспрессивно сниженные слова, ей присущи более "культурные" слова (ну это чтоб понятней было=), то есть: "очи", "вежды", "зеницы" и т. д.
В общем, принцип довольно простой и легкий, нужно порсто научиться обпределять нейтральную лексику (общеупотребительную) , а уже от нее отталкиваться в "плохую" (разговорную) или "хорошую" (книжную) сторону, то есть уметь правильно определить степень экспрессивной окраски (сниженной или повышенной) . Думаю, разберешься.
(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.
(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво и интересно.
(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков.
(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...
(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...(По В. Крапивину)*
* Крапивин Владислав Петрович(род.в 1938 г.) – современный писатель, журналист, автор книг о детях и для детей, в том числе фантастических.
-тся , -ться , Что делать Что сделать