Первое предложение начинается и заканчивается словом «край» , как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на то, Подмосковье перед нами или пригород Киева, Тулы, Смоленска… Главное, что поэт описывает свою родину, свой край, вскормивший, вырастивший его, – Русь. Так задается тема произведения: «Край ты мой, родимый край…» .
Многие русские поэты восхваляли природу родных мест, и каждый из них выбирал своё: образы, звуки, цвета, ассоциации. С родным краем у Толстого ассоциируется «конский бег на воле» , красота степных лошадей, их гармоничное слияние с природой всегда наводят на мысль о воле, о бесконечных просторах, о высокой траве, сквозь которую мчатся лошади, сливая свои гривы с травами, ветрами, реками, встречающимися на их пути. Но не только на землю обращает свой взор герой произведения, он слышит и топот копыт лошадей, и крик орлиных стай в вышине неба, и голос волка в поле. Интересно, каких животных выбирает поэт: конь, орел, волк. У каждого свое движение, свой голос. Кони лишаются голоса, но раздается звук копыт, бега. Лошади все в движении, они мчатся, и взгляд поэта с восхищением следит за табуном. Орлы и волки, наоборот, лишены действия, но имеют свой голос. Птицы невидимы, только слышимы, но судя по множественному числу, которое употребляет автор, в небе не одна стая. А вот о голосе волка говорится в единственном числе. Что это? Вой волка-одиночки или художественный прием, позволяющий через единственное число передать множественное. «Конский бег на воле, // В небе крик орлиных стай, // Волчий голос в поле!» //. Во втором четверостишии слово «край» сменяет слово «родина» . Рядом с образом степи, поля возникает образ дремучего бора с тревожным свистом соловья, не трелью, не песней, именно свистом, и воем ветра, собирающего тучи.
Для полноты картины не хватает только богатыря, одолевшего соловья-разбойника, которого предупреждали об опасности орлы и волки и который отпустил своего коня погулять на волю, пока он около заветного камня решает вопрос о том, куда ехать дальше.
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого А.Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.
Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.
В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды — он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.
На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину. После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа — бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!
Я проводил однажды занятие, причём открытое занятие, по сказке "Теремок".
Подскажу вопросы:
Кто жил в Теремке?. . Назовите героев сказки.
Кто первым поселился в Теремке?. .
Какой вопрос задавали звери увидев Теремок?. .
Кто развалил Теремок?. .
Почему тот, кто развалил Теремок не поместился в нём?. .
<span>Что надо сделать чтобы звери опять жили в Теремке?. . (построить новый Теремок)</span>
В рассказе описаны будни деревенской сибирской жизни, в том числе и школы. Эта жизнь, которая показана глазами мальчика Витьки, нехитрая, но она научила мальчика отличать добро и зло, ценить дружбу, уважительно относиться к учителям. Учитель и учительница в рассказе показаны как лучшие люди, преподавшие детям нравственные уроки, тем они заслужили благодарную человеческую память. В те времена слово «учитель» звучало не так, как сегодня, и со школьной фотографией связано многое в жизни мальчика. Одна только фраза: «Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех этих ребят я узнаю не ней. Много их полегло в войну» — говорит о связи времен, которая свершилась благодаря учителям. Учитель имеет бледноватое по сравнению с деревенскими лицо, волосы зачесаны назад, печальные и добрые глаза. Интересно то, что ему было двадцать пять лет, а ведет он себя как умудренный опытом человек.