Жизнь Башмачкина без работы, наверное, не имела смысла. Он брал работу на дом, а если ее не было, то упражнялся и переписывал старые тексты. А еще он как и все люди ел (очень плохо: кислые щи с мухой, а чаю практически не было), спал, выходил на улицу, чтобы заказать портному сшить шинель. К сожалению, Башмачкин сам не понимал в какие рамки себя иногда загонял, хотя в этом винить нельзя только его. В обществе, где он жил, к таким "крайним" людям было отношение более чем пренебрежительное. Поэтому и падает самооценка у людей. Выбраться из заколдованного круга "дом - работа" в положительном смысле весьма сложно. Так как в отрицательном смысле "иди бомжуй" всегда можно, но не нужно. Мне кажется, на это только человеческих сил не хватает.
Низкая самооценка виной тому, что Башмачкин не смог ухватиться за предоставленный судьбой шанс пойти на повышение. Возможно, раскрылись бы в нем потом дремлющие таланты, но исключительная зажатость и косность его натуры не дали этому случиться. Понимаешь потом, что главный враг находится внутри самого человека. Остается только молиться.
Поэма Гоголя «Мертвые души» состоит из трех композиционных звеньев,
тесно связанных между собой. Третье звено (одиннадцатая глава) посвящено
описанию жизни главного героя произведения – Павла Ивановича Чичикова.
Гоголь представляет этого персонажа уже после того, как была
изображена среда, в которой он действует, и после того, как он выступил
героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков - это и Ринальди, и
Наполеон, и даже сам антихрист).
Итак, кто же он таков на самом деле? Биографию Павла Ивановича
писатель предваряет емкой характеристикой, демонстрирующей отношение
автора к герою: «Итак, припряжем подлеца!»
Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство
Чичикова, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно
происхождение нашего героя». И действительно, юные годы Павлуши окрашены
в серые и унылые тона. У него не было друзей, дома мальчик не знал
тепла и ласки, а слушал лишь наставления и упреки.
Когда наступил положенный срок, Чичикова определили в городское
училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед
отъездом отец, «благословляя» сына на взрослую жизнь, дал Павлу
несколько наставлений. Он велел мальчику угождать учителям и
начальникам: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не
успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». Кроме
того, отец наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то
только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то помочь. А
главное, он велел Павлуше «беречь копейку». По мнению Чичикова-старшего,
только деньги являются в жизни истинными друзьями.
Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это
были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской
беседе. Именно поэтому, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю
жизнь.
Итак, наш герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он
лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным
учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша
имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку.
Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него
это получилось.
После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую
стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест
службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания,
таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный
закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманывал
девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал
казенное добро, брал взятки и так далее.
Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у
«разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался - его упорство и вера в себя
вызывают невольное восхищение. После нескольких крушительных неудач,
когда герой терял буквально все, в голову ему приходит гениальная по
своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает
осуществлять свою авантюру, описанию которой и посвящен первый том
«Мертвых душ».
Таким образом, в одиннадцатой главе своей поэмы Гоголь основное
внимание уделяет характеристике социального и психологического облика
Чичикова. Писатель показывает, что этот персонаж - герой нового времени,
его порождение и воплощение. Делец-приобретатель новой буржуазной
формации, делающий главную ставку на «капитал», Чичиков - та «страшная и
подлая сила», которая приходит в Россию на смену
помещикам-«небокоптителям», но неспособна, как и они, содействовать
возрождению Отечества.
Сидит Мишка и грустит на пеньке в лесу.
У него усталый вид. Прыщик на носу.
По тропинке вдоль ручья Лисонька бежит.
Увидала Бурого и к нему спешит.
Села рядышком на мох, охает, вздыхает,
Хотя, в чём его беда и не помышляет.
Думает: Медведю, если подсобить,
Он потом Лисичку сможет защитить.
Он – большой и сильный: только заревёт,
Всякий зверь от страха в чащу удерёт.
<span>Не страшны Медведю зимние морозы. </span>
Спит зимой, пока весной не разбудят грозы.
И охотники в лесу Бурого боятся,
Чащи, где живёт Медведь, люди сторонятся.
«Куманек мой дорогой! – ластится Лисица, -
Может, я тебе смогу чем-то пригодиться?
В чём беда твоя, печаль, поделись со мною.
Легче будет нам вдвоём справиться с бедою.
Говорит Медведь Лисе: «Знал бы, сам исправил.
Я ж в лесу сильнее всех, - а потом добавил:
<span>В толк никак я не возьму, с Мужиком тягаться, </span>
Это, значит, всё равно в дураках остаться!»
Что ты, Мишенька, родной! Кто ж тебя обманет?!
Ты у нас во всём лесу самый первый парень!
Будешь в дудочку дудеть, станут все приплясывать,
Песни петь да сказочки с баснями рассказывать».
Ходит Лисонька вокруг, хвостиком виляет,
Мишке сок берёзовый в кружку наливает.
Выпил Мишка сладкий сок, покряхтел немного
<span>И отправился с Лисой в дальнюю дорогу. </span>
Тут поведал ей Медведь, как за дело брался
<span>И, поспорив с Мужиком, он ни с чем остаться. </span>
<span> </span>
Мужичок не лыком шит, хоть Медведю в пояс.
Сеял в поле под зиму он пшеничный колос.
Скосит летом урожай, на муку смолотит.
Баба теста на блины к чаю наколотит.
Испечёт и каравай, пирогов, лепёшек!
(Если будет ко двору урожай хороший…)
Ну, Медведь и попросил Мужика взять в долю.
И пошли они вдвоём сеять хлеб по полю...
…По весне давай делить урожай друг с другом.
До медвежьей головы всё доходит туго.
Обещал Мужик ему сочны корешочки,
А себе, хорошему, стебли да вершочки…
… Поделили урожай, как договорились,
<span>И по разны стороны с поля удалились. </span>
Мужу баба варит щи, из муки – вареники,
<span>А Медведь из корешков вяжет в зиму веники. </span>
… Год проходит, вновь они собрались на поле,
Снова сеять и делить всё по равной доле.
А Медведь и говорит: «Мне теперь вершочки,
Ты ж, Мужик, бери себе с поля корешочки».
Так и сделали они - ровно поделили
Из того, что в этот раз вместе посадили.
Косолапому с лихвой зелени досталось,
Что на ровных грядочках чудно красовалась,
Мужичек взял корешки да привёз до дому,
Уложил в хранилище на зиму, в солому.
Корешки ведь – клубеньки сахарные, сладкие,
А у Мишки – листики, горькие и гадкие…
Вот чего он и грустит: « Да, мужик хитрее!
Он из всякого труда выгоду имеет».
Если что-то вновь садить, как делить - не знает.
Знает точно, что Мужик всё равно обманет!
С тех далёких пор Медведь с Мужиком не дружит.
<span>Сам живёт. И тот – себе. И совсем не тужит!!!</span>