Тропарь - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо, церковная песнь в честь какого-либо праздника или святого, входит в церковную гимнографию.
Тихая фоновая музыка
1 В: Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает из сада…
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав,
в шуме дубрав,
только прислушаться надо.
2В: Звонко струится ручей,
падает гром с небосвода –
это мелодией вечной своей
мир наполняет природой!
1В: Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Только приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.
2В: птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
Сегодняшний наш вечер посвящен такому явлению как бардовская песня
1В:
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни,
отличавшиеся от «официальных» живым, неформальным подходом к теме жизни.
Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х. Чаще всего
исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и
музыки — отсюда и название.
2В:
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой
среде. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х,
с появлением магнитофона. В это время набирают популярность песни Юрия Визбора. За
33 года им было написано более 300 песен, и более пятидесяти его
стихотворений положено на музыку другими композиторами. Одной из
наиболее популярных является песня «Ты у меня одна».
Слова –
Музыка –
Пеня «Ты у меня одна». Исполняет
1В: И нельзя не услышать еще одну песню, которую наверное каждый пел около костра или в кругу друзей.
Музыка –
<span>Слова – </span>
S64 - это субдоминантовый квартсекстаккорд. Строится на I ступени мажора и минора.
Состоит из ч.4 + б.3 (в мажоре) или ч.4 + м.3 (в миноре).
Содержание музыкального искусства весьма богато и разнообразно, и раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств: разнообразных мелодических оборотов, регистров, темпов, музыкальных инструментов. Используя эти и другие средства, композиторы создают множество разных характеров и образов.
Давайте обратимся к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» , в которой присутствуют несколько очень ярких музыкальных образов: и лирических, и героических, и эпических, и комических и гротесковых.
К героическим образам в «Руслане и Людмиле» можно отнести самого Руслана. Оказавшись на пустынном поле, хранившем следы былой битвы, Руслан, после глубоких раздумий, как истинный витязь, ищет меч, которым он сразит злого Черномора:
Дай, Перун, булатный меч мне по руке,
Богатырский, закаленный в битвах меч,
В роковую бурю кованный!
Героических образов в музыке много, но, наверное, один из самых ярких – это Иван Сусанин из оперы Глинки «Иван Сусанин» . В образе этого героя заключена великая сила духа, свойственная русскому народу.
Главная героиня - Людмила – является лирическим персонажем. Чтобы передать этот нежный образ юной девушки, похищенной злым волшебником Черномором, Глинка использовал для ее характеристики высокий женский голос – сопрано, а в аккомпанементе выделил соло скрипки. Вся партия Людмилы состоит из распевной и гибкой мелодической линии.
В музыкальной культуре существует множество лирических образов, к ним, например, принадлежит и Снегурочка, персонаж из одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Среди действующих лиц оперы «Руслан и Людмила» мы встречаем Бояна – древнерусского певца и гусляра. В Киевской Руси народные певцы и музыканты были постоянными участниками княжеских пиров. Боян – яркий пример эпического образа в музыке. Чтобы передать звучание гуслей, на которых Боян аккомпанирует себе, Глинка использовал в оркестре арфу и фортепиано, которые своим тембром подражают гуслям.
Кстати, в русской музыкальной культуре есть еще один легендарный гусляр – Садко, который также является эпическим героем. Ему посвящена опера Римского-Корсакова «Садко» . Здесь также для имитации звучания гуслей используется арфа.
В опере «Руслан и Людмила» присутствует довольно комичный персонаж – Фарлаф, один из женихов Людмилы. В своей поэме А. С. Пушкин так характеризует Фарлафа:
…Крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей…
В Арии Фарлафа наиболее полно раскрыты основные черты его образа – трусость и бахвальство. Обычно хвастунишки много говорят, поэтому композитор выбрал для арии очень быстрый темп. Вокальная партия, написанная для баса, напоминает скороговорку. Все это производит комическое впечатление.
Комические образы имеются не только в оперной музыке, например в сюите М. Мусоргского «Картинки с выставки» есть забавный номер под называнием «Балет невылупившихся птенцов» .
Среди персонажей оперы «Руслан и Людмила» встречается злой волшебник Черномор, похитивший прекрасную Людмилу. Это гротесковый образ, потому что в нем причудливо сочетается реальное и фантастическое, комическое и безобразное. Необычна музыкальная характеристика Черномора: он нигде не поет, его роль играет не певец, а артист, который изображает его в движениях, жестах и позах. Злой волшебник ярко представлен в фантастическом Марше, исполняемом двумя оркестрами: симфоническим и духовым. Мелодия марша угловатая, скачкообразная. Слушая Марш, мы представляем, как торжественно идут рабы и слуги Черномора, и важно выступает он сам – уродливый старый карлик с огромной бородой. Эту бороду на подушках несут арапчата.
<span> Несмотря на множество действующих лиц в опере «Руслан и Людмила» , в ней представлены далеко не все образы, существующие в музыкальной культуре.</span>