В городе героев рыцари живут
И побеждают, и песни поют
И на этот раз они побеждают
И снова героями в город улетают.
<span>(Wilde) (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник "Стихотворения" (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму "Вера, или Нигилисты" (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию "Герцогиня Падуанская" (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме "Баллада Редингской тюрьмы" (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди "De Profundis" (1905).
В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма ("Душа человека при социализме", 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В "Балладе Редингской тюрьмы" декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки ("Счастливый принц", "Звёздный мальчик") и "Стихотворения в прозе" У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. "Кентервильское привидение", "Преступление лорда Артура Севиля" - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. - "Портрет Дориана Грея" (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии "Герцогиня Падуанская", "Саломея" (1893; первоначально на французском языке), "Флорентийская трагедия" (1895, опубликована в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Как важно быть серьёзным" (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии "Идеальный муж" (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. (сборник "Замыслы", 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского</span>
Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве»
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова…» является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение.
Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который «повел полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. В день похода произошло солнечное затмение:
Средь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря:
Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим.
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы…
Описание природы в «Слове…» тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя:
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви преклонили.
Они же радуются освобождению Игоря из плена:
И, рассвет веселый возвещая,
Соловьи ликуют вдалеке.
Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь…
…Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути:
Страж ему был гоголь над водою,
Чайка князя в небе стерегла.
Автор показывает, как необъятны просторы Русской земли. Он описывает события, происходящие в разных ее уголках.
Настоящее Русской земли тесно связано с ее прошлым. Автор рассказывает о подвигах Святослава, который «поганых ратей не щадил». Князь Святослав осуждает сыновей за несвоевременный поход:
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Неисчислимые беды несут Русской земле княжеские раздоры:
Но не вместе их знамена плещут,
Врозь поют их копия и блещут.
В единстве видит автор силу и мощь Родины. Он обращается к русским князьям с призывом прекратить междоусобицы и объединить силы для борьбы с общим врагом:
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю…
В центре повествования стоит образ русского народа. Это простые земледельцы. Они страдают из-за княжеских раздоров:
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
Редко в поле выходил оратай…
Вместо зерна поля засеяны костями, а вместо урожая «взошел посев великими скорбями».
Несмотря на лишения и невзгоды, русский народ мужественно защищает свою Родину. Княжеская дружина — это простые русичи:
А куряне славные —
Витязи исправные…
…Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Уходя в поход, они прощаются с Родиной:
О Русская земля!
Ты уже за холмом.
Русские женщины оплакивают убитых сыновей:
Плачет мать над темною рекою,
Кличет сына-юношу во мгле…
Вместе с матерями скорбит о погибших и Русская земля:
Стоном стонет мать-земля сырая,
Мутно реки быстрые текут…
Плач Ярославны — это скорбь всех русских женщин о плененных и погибших воинах. Народ радуется возвращению князя Игоря из плена:
Вьются песни с дальнего Дуная…
…И страны рады, И веселы грады.
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых лет. В произведении описывается мужество русских воинов, поэтизирована красота русской природы, здесь все наполнено чувством печали и радости. Ни одно древнерусское произведение не может сравниться со «Словом…» по поэтической мощи, красоте, мудрости. Исторический памятник «давно минувших дней» остается вдохновляющей силой дл