Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.
Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:
Однако же в преданьях славы
Все громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.
В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».
Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.
Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
Каждый из русский воинов ожидал решающего сражения под Бородино: отступать надоело. И вот рано утром показались французы,но наши солдаты готовы к бою: Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою <span> За родину свою! </span>И полковник воодушевляет всех перед сражением: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, <span>Как наши братья умирали!" </span>И начинается бой, страшный бой, в котором мелькали Уланы с пестрыми значками, <span>Драгуны с конскими хвостами... </span>Описывая это историческое сражение, автор прибегает к гиперболе: Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала <span> Гора кровавых тел. </span>И не выдержали французы этого сражения, попятились "бусурманы". И только тогда русские воины смогли обратить внимание на свои раны и на погибших товарищей. И не по своей воле они вынуждены были оставить Москву, а чтобы собраться с силами и выгнать врага с русской земли.
1) сделав уроки , я пошёл гулять 2) вечером гуляя на улице, я встретила свою старую знакомую 3) мечтая, человек стремится к своей целе ~~~~~~~~~~~ 1)мы с подругой усердно трудились, исправляя плохие оценки 2) я весело каталась на качелях, вспоминая добрые времена 3) учительница поставила мне пятерку, похвалил перед мамой ~~~~~~~~ 1)после обеда, я с другом, отправляясь в магазин, попал в беду 2) когда я ответил все теоремы, улыбнувшись, учительница поставила мне зачёт 3) после уроков, сходив на дополнительные , я пошёл домой