Фильм Бортко мог по настоящему обидеть украинца только в одном случае - если этот украинец горячий поклонник творчества Н.В.Гоголя и при этом жёсткий "хардкорщик", т.е. воспринимает только фильмы, снятые строго по книге. Тогда да, тут действительно есть, на что обидеться - к эпосу Гоголя политкорректный боевичок Бортко относится так же, как некое нечистое для мусульман животное к цитрусам. Он, грубо выражаясь, снял "кино по мотивам" с поправкой на политический заказ и не более того. Во всех остальных случаях это уже дурдом из серии "если в кране нет воды, то воду выпил злой москаль, а потому пойдём поскачем".
Кстати, специально для Павла 8: Гоголь писал художественное произведение, а мелкие неточности бывают в любом историческом романе, хоть у малоросса Гоголя, хоть у великоросса Балашова, хоть у поляка Сенкевича или француза Дрюона. Уточняю - мелкие неточности - это как в фильме "Вам задание", когда офицер, начавший войну младшим лейтенантом возвращается с неё капитаном, сверкая орденами Славы 2 и 3 степени. На деле это солдатский орден, который офицер носил только в том случае, если выслужился из сержантов, а в остальном он мог получить их только в штрафбате, что ни разу не предмет для гордости. Про неадекват либо проплаченное враньё говорить не буду, а то дайте честному историку в Михалкова плюнуть, так не 6 - 60000 знаков не хватит.
А что касается фильма Бортко, то я недаром назвал его политкорректным боевичком, "снятым по мотивам". Если бы он снимал фильм для семейного просмотра на историческую тему, то я мог бы его понять, но смакование польских зверств в эти рамки не лезет (кстати, поляки убивали жену Тараса только в фантазиях режиссёра, у Гоголя этого нет). Если уж снимать вполне исторический фильм, то снимайте правдоподобно, а то это бред какой-то получается - польская дворянка, притом не из бедных, к дикому казаку - схизматику невенчаной в постель прыгает, а наутро он от неё в полном комплекте не самых дешёвых доспехов польского образца выходит (наверное, в шкафу завалялись). Благостные и добродушные евреи - эээ, тут, случаем, Гоголя с Шолом-Алейхемом не перепутали? Благородные запорожские рыцари, которые просто громят еврейские лавки и жгут пустые дома поляков - не знаю, чем Бортко читал "Тараса Бульбу", но это были явно не глаза, выходки казаков у Гоголя вполне на уровне "СС-Галичина", другой вопрос, у них была масса серьёзных поводов зверствовать, так что тут я им не судья, хотя маленьких детей, хоть польских, хоть еврейских, всё равно жалко. Сцену, где православные священники уговаривают гетмана заключить мир с почти разбитыми поляками Бортко просто выкинул, наверное, если патриархия платит, то сцену с откровенным предательством национальных интересов, описанную тем самым Гоголем, можно и не снимать.
Так что, если всерьёз экранизировать "Тараса Бульбу", то получится достаточно тяжёлый фильм. Если снимать просто кино на историческую тему, то уж стоило бы для начала самим посмотреть либо старые советские фильмы вроде "Баллады о доблестном рыцаре Айвенго" (вот уж точно "кино по мотивам", к Вальтеру Скотту имеющее мало отношения, но зато - минимум маразмов) или польские вроде "Огнём и мечом" (где поляки, чем меня немало поразили, ни разу не полили грязью русских и вообще весьма достойно сняли).