Разбойник, бунтовщик, обманщик, на совести которого бесчисленные убийства, бесчисленные злодеяния, неожиданно проявляет великодушие по отношению к Гриневу<span>, благодарно вспоминая пожалованный ему при их первой встрече заячий тулуп и стакан вина. Впрочем, это вполне вероятно, в душе злодея и преступника может иногда проявиться какое-то светлое чувство. Очень хорошо отмечены черты ловкого, сметливого казака в Пугачеве, его находчивость. Работая над своей «Историей </span>Пугачевского бунта», Пушкин воспользовался всем тем, из собранного материала, что помогло ему создать образ Пугачева, сохраняя некоторые личные его черты, выражения. Вспомним иносказательный, двусмысленный разговор вожатого Гринева с хозяином постоялого двора. Мы узнаем из «Истории Пугачевского бунта», что замысловатые иносказательные речи были действительно свойственны Пугачеву. Там же узнаем, что Пугачев иногда плакал во время допросов, перед казнью крестился, кланялся на все четыре стороны, прося прощения у «народа православного»; значит, действительно душа его не закаменела, не зачерствела в злодействе.<span>Наружность его, по-видимому, действительно была поразительна. Уже когда перед казнью он находился в Москве, на Монетном дворе, в оковах, многие любопытные приходили посмотреть на «славного мятежника «Рассказывают, что многие женщины падали в обморок от его огненного «взора и голоса». В ответах на допросах он иногда проявлял своеобразное величие: «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство», – отвечал он на первом допросе в Яицком городке (История Пугачёвского бунта, гл. 8-я). Мы видим, что образ Пугачева, созданный Пушкиным, вполне соответствует исторической действительности.</span>
Замысел и композиция романа "Евгений Онегин"
Жанр Евгения Онегина – это свободный роман. Жанр определяет композицию. В романе имеется две сюжетные линии. Первая взяла в себя взаимоотношения Евгения Онегина и Татьяны. Вторая Онегина и Ленского.
Роман состоит из восьми глав, каждая из которых имеет свое значение в композиции романа:
1 глава Знакомство с обществом, которое не принимает герой;
2 глава Завязка второй сюжетной линии;
3 глава Знакомство Татьяны и Онегина. Завязка первой сюжетной линии;
4 глава Отповедь Онегина. Любовь Ольги и Ленского;
5 глава Сон Татьяны. Конфликт Ленского и Онегина;
6 глава Дуэль. Развязка второй сюжетной линии;
7 глава Татьяна узнает Онегина по Книгам;
8 глава Развязка первой сюжетной линии, письмо Онегина, взлет героя, его новые возможности.
В введении Пушкин старается сказать, попросить читателя относиться к роману с иронией. Он наблюдает за жизнью и чувствами людей. Затем он рассказывает о героях своего романа. Он описывает Онегина как доброго приятеля, родившегося там же, где и Пушкин. «Судьба Евгения хранила, он танцевал, писал, легко Французский понимал». Его отец был военным. Онегин получил домашнее образование. По своей сути он был «Недорослем». Евгений знал латынь, историю, он читал Адама Смита, был глубокий эконом.
В начале романа мы находим Онегина в 18 лет, как только он вышел в свет.
<span>Пушкин добивается того, чтобы читатель представил себе, что Онегин современник самого автора. Для этого он использует множество реальных фамилий. Среди них Чаадаев, Фонвизин и другие. </span>
Почитай...
Между жизнью и смертью.
Нравственный выбор человека на войне.
<span> Война,
наверное, это самое страшное явление человеческой сущности на земле, той,
которая уничтожает все, и от которой нет
спасение никому. На войне перед каждым человеком возникает вопрос: «Убить или быть убитым?» и ответ на
него ни знает никто…</span><span><span> Как
по мне, то наилучше показан нравственный выбор человека на войне в произведении
Василия Быкова «Сотников». Драма, которая разворачивается в нем, заставляет
задуматься о том, что иногда людям приходится жертвовать своими жизнями ради
других людей или высших целей. Интересно показано отношение Рыбака к старосте:
«</span>«<span>Немцам
прислуживаешь? — продолжал Рыбак. — Не стыдно быть врагом?» — «Своим людям я не
враг», — так же спокойно отозвался старик.»… Человек, который при первой же
опасности предал своего друга, так смело осуждал другого человека…И в тоже
время сам Сотников себе говорил : «…откуда у тебя право судить». И в самом
деле, кто из нас имеет право решать кому и как поступать…Сотников выступает в
этом произведении человеком чести и образцом жертвенности, прекрасно понимая,
что немцы казнят его – он в минуты столь нелегкого выбора хочет спасти
друга: «Я партизан, это я ранил вашего
полицая. Тот, — он кивнул на Рыбака, — оказался здесь случайно», еще не зная,
что его друг выбьет из-под его ног
опору. Но как дальше сложится жизнь Рыбака – ведь после его решения у него не
осталось ни родины, ни чести, лишь только мучение совести и осознание, что
бежать ему не куда. Такой человек обречен на забвение…</span></span><span> А вот
в произведении Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» - нет места трусости и
никто не мечется между «жизнью и смертью»…Все
персонажи автора смелые, сильные и … настолько живые, но война распорядилась по
другому . Очень эмоционально описано состояние Васкова после гибели девчат: «тот,
последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие
спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску
пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только
думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. А оно на последней паутинке
висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и
плакал: обессилел, видно, вконец». И не менее трагические мысли Риты «а потом и слезы пропали. Отступили перед тем
огромным, что стояло сейчас перед ней, с чем нужно было разобраться, к чему
следовало подготовиться. Холодная черная бездна распахивалась у её ног, и Рита
мужественно и сурово смотрела в неё.
Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том,
что было куда важнее, чем она сама. Сын её оставался сиротой, оставался совсем
один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он
войну и как потом сложится его жизнь». Все девочки умирали без страха, лишь с мыслью о близких
своих. Вот это и есть тот выбор, когда одни жертвуют ради других – не смотря на
свою молодость, своих родных, на боль и страх…Ради других, так сможет далеко не
каждый.</span><span> Два
произведения похожих между собой - и два
разных выбора…Одни герои, а другой – забыт навсегда. Этот выбор – есть у
каждого, где-то на тонкой нити между Я и
Миром. Наверное, не возможно никого осудить
и оправдать - но в любой
ситуации: можно жить, но погубить других, или погибнуть, но дать шанс
остальным…выбор только за человеком и его совестью, за повелением души…
</span>