Смерть Чиновника - ранний рассказ Антона Чехова, написанный в духе реализма. Рассказ вошел в сборник "Пестрые Рассказы" в 1886 году.
В своём рассказе Чехов поднимает тему «маленького» человека.
В своих произведениях Чехов зачастую протестовал подавлению человеческой личности. "Смерть Чиновника" - яркий пример печатльных последствий подобного отношения. Герой рассказа, мелкий чиновник является предметом осмеяния и постоянно находится в замешательстве, без весомых причин на это.
Наибольшее внимание в рассказе Чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, Иван Дмитриевич Червяков, объект насмешки. Помимо чиновника, персонажами рассказа являются его жена и генерал Бризжалов.
В рассказе сопоставлены две стороны - мелкий чиновник и генерал. Они находятся в традиционном для Чеховских произведений конфликте.
Образ маленького человека в произведении Чехова является до боли жалким при всей своей комичности. Жалость вызывает его самоуничижение, в том числе нелепые извинения перед генералом, которые лишают Червякова собственного достоинства.
Генерал крикнул на посетителя, из-за этого Червяков умирает. Но глубокий смысл заложенный в произведение заставляет обратить внимание на важнейшую деталь - генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда он довел его до агрессии.
Этот неожиданный поворот событий заключается именно в том, что у главного героя особенное мировоззрение. Умер Червяков вовсе не от того, что испугался, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.
Глубокий смысл произведений Чехова возможно познать только благодаря художественным деталям - именно они могут донести основную идею автора читателю. В рассказе "Смерть Чиновника", Чехов отстраняется от героев, в рассказе нет присутствия автора - такой прием позволяет описывать все действия ещё более объективно.
Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) ю. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б.Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир».
Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).
Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования. Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек – в данном случае безработный Вощев – постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И.Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности». Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня, Одухотворенные люди, 1942; Смерти нет!, 1943; Афродита, 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название – Возвращение) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.
"Большая стирка"
"На море"
"В лесу"
"Испанские шапочки"
"Честное слово"
"Маленькие мечтатели"
"Часы"
"Первый подвиг"
"Буква Ты"
Стать солдатом/ пойти на фронт
<span>Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. В. Распутин изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него многое. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, именно с женским образом связаны представления обо всем прекрасном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. В «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить.
</span><span>В рассказе участвует обычный сельский мальчик и учительница школы. Нелёгкая судьба и голод заставляют героя связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику». Но как бы он — чистый, умный и честный ребенок, поэтому не может мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются старшие мальчики.
</span>Подростки начинают бить и унижать его. И именно в этот момент, на помощь приходит учительница. Узнав, что они играют на деньги, Лидия Михайловна решила поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что он играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен всего один рубль на молоко. <span>Мальчик проникается доверием к своей учительнице, потому что не в силах обманывать эту великодушную женщину. Он открывает ей душу, рассказывая о трудностях из своей жизни. </span>