Выбери главную мысль. И все.У меня была мордашка… Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые. У
всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за
нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец
можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было
широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда
торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался,
но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь,
то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя
никак оторвать. Один раз его пускали на медведя, и он вцепился
медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к
себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на
голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался,
пока его не отлили холодной водой. Я взял его щенком и сам выкормил.
Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него
потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться
на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то
чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во
весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в
тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его
назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился,
не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на
бок и постукивал хвостом о землю. Я узнал потом, что он после меня
пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по
дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.
Тема произведения, а следовательно его идея заключается в добросовестном и понимающем отношении к братьям нашим меньшим-животным, которые также как и люди заслуживают ласковой заботы со стороны умнейших из земных существ, важно лишь помнить, что каждый, даже самый маленький необдуманный, грубый проступок, несёт за собой накаляющее последствия
Стихотворение проникнуто безрадостным и беспокойным настроением. Оно передает нам подавленное состояние лирического героя (<em>"часы томительного бденья"</em>). Из-за угрызений совести он не может уснуть, его мучают воспоминания о грехах молодости и бесцельно растраченном времени. (<em>"В бездействии ночном живей горят во мне / Змеи сердечной угрызенья"</em>). Клубок тяжких воспоминаний разворачивается в тоскливый список, вызывая недовольство собой вплоть до отвращения и бурные эмоции.
Душу героя теснят грустные сожаления, но в ней нет бездеятельного унынья. Идет глубокая внутренняя очистительная работа. Лирический герой с горечью прозрел и не понимает, как мог так поступать (<em>"Я трепещу и проклинаю"</em>). Он со стыдом рыдает, предчувствуя справедливое возмездие и считая, что слезами не смыть его прегрешений, не оправдывая и не умаляя их. То, что в этом стихотворении точка стоит только в самом конце, а все 16 строк – это одно предложение, подчеркивает эмоциональное напряжение.
<em> Мне кажется, что лирический герой боится Страшного Суда и представляет, каким он предстанет там, когда будет развернут весь список его деяний. Этот мотив подсознательно прорывается в первой строчке стихотворения - «Когда для смертного умолкнет шумный день»…. </em>