<span>Если правду доказывать силой, то она не будет доказана. Враг будет повержен, но не убежден. Что бы вы не доказывали. А тот, кто убежден в своей правоте и в боге, то есть в правде, может противостоять любой силе</span>
У народзе засталася песня з давен-даўна пра жорсткага бесчалавечнага пана Патоцкага і прыгожую Бандароўну.
«У слаўным месце Берастэчку» жыў Бандарэнка. У яго была дачка-прыгажуня Бандароўна:
Хараства такога ў свеце
Не было, не будзе;
Аб ёй людзі гаварылі,
Як аб нейкім цудзе.
У карчму, дзе гуляла моладзь, прыблукаўся пан Патоцкі.
Банкятуе з казакамі,
Мёд, віно п'е квартай,
К маладзіцам і дзяўчатам
Лезе смоллю ў жарты.
Бандароўна за нахабныя жарты выцяла пана па твары. Патоцкі пачаў пагражаць «усёй казачай брацці». Бандароўна кінулася ўцякаць ад панскай помсты. «Дзікая пагоня» адшукала дзяўчыну і прыцягнула ў панскія харомы.
I стаіць яна прад панам,
Як калінка тая,
Што у лузе над ракою
Вецер пахінае.
...Глядзіць смела, ані моргне,
Ворагу у вочы.
Пан Патоцкі загадаў накрыць «стол дубовы сытаю ядою», прынёс з бакоўкі стрэльбу. Спытаў у Бандароўны, што яна выбірае: з ім «піць, гуляці, ночкі каратаці ці навекі косці парыць у зямельцы-маці?» Бандароўна выбрала апошняе:
Не такую, ясны пане,
Бачыш прад сабою,
Што захоча чэсць і славу
Прадаваць з табою.
Пан застрэліў Бандароўну.
Але праз нейкі момант пачаў праклінаць сябе.
Бацькі забралі мёртвую дачку, дома яе «прыбіралі, як да шлюбу».
Пан хацеў неяк загладзіць сваю віну. «шоўкам кажа абіваці гроб той дзераўляны», загадаў музыкам граць сумную мелодыю.
Бандароўну пахавалі, але вестка пра смерць дзяўчыны разляцелася па ўсёй Украіне. «Задымелі у пажарах панскія сялібы», пайшла крывавая бітва.
«З долі горкай Бандароўны» засталіся песні і ўспаміны.
Сегодня, я закончил читать одну из глав рассказа «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» . Мое впечатление о прочитанном произведении удивительно прекрасно и в то же время ужасно.
Я не могу спокойно думать, я постоянно возвращаюсь к прочитанному рассказу и начинаю осознавать. Передо мной до сих пор стоят похороны Илюшечки – это худенькое тело, ручки сложенные на груди, бледненькое лицо, которое мне показалось счастливым, очень странно, почему я так думаю, может действительно оно счастливое, а может, нет. Мне вспомнился сейчас случай из школьной жизни, у нас в школе, когда то училась девочка по имени Рояле. Она никогда никому не делала ничего плохого, даже тогда, когда над ней смеялись, издевались. Но однажды случилась беда, она заболела и умерла и в том классе, в котором она училась для ребят, как будто перевернулся весь мир, одноклассники поняли свою ошибку и на ее похоронах просили у неё прощения.
Я думаю, она в этот момент была счастлива, точно так же как и Илюшечка, что, не смотря на свою смерть, она также перевернула отношения ребят к своим сверстникам и окружающему миру. Её лицо мне показалось очень похожим на лицо Илюшечки, оно также было спокойно и выглядело счастливо, а еще и потому что их смерть по- своему сблизила ребят, и перевернуло их духовный мир.
Как все-таки странно и страшно думать, что ребята начинают дружить, как в рассказе Достоевского у постели больного Илюшечки, так и в настоящее время, узнав о болезни и смерти Роялы. Да, это не долгая дружба, но это святая, прекрасная, чистая, откровенная дружба, которая длилась несколько дней, но это чудное пережитое чувство останется в памяти навсегда. Возможно, когда-нибудь все ребята разъедутся и никогда больше не встретятся, но ни один не сможет забыть ни Илюшечки, ни Алеши Карамазова, ни этих малышей Смурова и Карташова, ни Коли Красоткина, ни Рояле, ни Степы, ни Тимура. Один Бог знает, зачем они пережили с нами эту святую дружбу, и эту страшную трагедию.
Когда я шел с похорон Степы, вокруг светило солнце и было все хорошо, все радовались как, в рассказе у Достоевского хорошей погоде, и никто не знал о нашем горе, а я шел и плакал и не мог остановить слез. Мне казалось, что если бы люди узнали, почему я плачу, они тоже бы заплакали. Но мне не было стыдно за мои слезы, потому что нельзя за святое стыдиться и в этом я полностью согласен с Колей Красоткиным. Я, как и он запомню слова Алеши Карамазова на всю жизнь: «…ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь из жизни, как хорошее какое-нибудь воспитание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома» , - я восхищаюсь этими словами, потому что они могут исцелить горе людей.
<span>Да, мы говорим: «Святая дружба, святое горе, святые слезы… » - но почему за настоящую дружбу надо платить смертью? Неужели нельзя в нашем мире во время остановиться и относиться людям друг к другу по-другому</span>
"Книга
для каждого освещает наше личное движение к истине" М.Пришвин
Роман «Мастер и
Маргарита» — самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни
странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика.
Роман жизнеутверждающе, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие
человека: добро и зло, трусость и смелость, вера и неверие, проблема творчества
и свободы,
истина и ложь, любовь и
равнодушие, проблема власти, темы судьбы и личной ответственности. У Булгакова
нет абсолютно положительных и полностью отрицательных героев. Даже Воланд не
является воплощением
лишь зла: он помогает
Маргарите вновь найти Мастера. Об этом говорит и эпиграф к роману: «Я часть той
силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо», и висящий на груди дьявола
знак золотого жука, символизирующий зло, порождающее добро.
Таким образом Булгаков
подводит читателя к выводу, что борьба между добром и злом, светом и тьмой
окончится победой добра. Автор глубоко убеждён, что при любых обстоятельствах,
даже самых тяжелых, человек должен оставаться человеком и стремиться к познанию
истины через добро. Косвенно эту мысль подтверждает оценка Воланда: «Они люди
как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… Ну, что ж…
и милосердие иногда стучится в их сердца…
Обыкновенные люди… в
общем, напоминают прежних…». Неслучайны в романе Ершалаимские главы: не
пересказывает Евангелия а, переосмысливая библейский сюжет, вносит с ним и
вечные истины.
Через века сначала
нашей эры и в тридцатые годы XX века, проносятся отдельные детали и фразы.
Вечные символы природы: солнце, дождь, гроза, тучи, тьма, луна – присутствуют в
описании Ершалаима в день казни Иешуа в последний день пребывания Воланда. Этим
подчеркивается связь времён и вечная актуальность библейских истин, забвение их
отражается на нравственном состоянии общества.
Мысль о сосуществовании
в человеке добра и зла, духовного и бездуховного подтверждается автором не
только противопоставлением отдельных героев, но и коллективным портретом толпы
в день казни Иешуа в Ершалаиме и на представлении в варьете в Москве.
Равнодушное любопытство сменяется ужасом, сочувствием.
В романе Булгакова
каждый человек оказывается в ожидании страшного суда. В такой ситуации наиболее
ярко проявляется истинная сущность героя: одни познают истинные ценности
(Мастер, Маргарита, Иван Бездомный), другие, не имея веры и чести, катятся в
пропасть (Берлиоз, Алладий Могарыч).
Неслучайно главным
героем романа Мастера и Ершалаимских глав является Понтий Пилат. С этим образом
в произведение вносится тема свободы и личной ответственности. «Двенадцать
тысяч лун за одну луну» и века расплаты за духовную трусость, слабость. Власть
не приносит человеку свободы. Могущественный Понтий Пилат повелевает жизнями
людей, но свобода ему не ведома. Он раб своей карьеры. Иешуа, напротив,
полностью свободен. У него нет, ничего из материальных благ, но есть свои представления
о мире, своя совесть, и он сам хозяин своей судьбы.
Тема творчества у
Булгакова неразрывно связана с темой свободы, движения к истине. Именно поэтому
произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят». Герою
противопоставляется целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради
собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям неведомы честь,
совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков,
Павианов. Герой не желает отождествлять себя с этими людьми: «Не писатель, а
мастер».
Неслучайно Мастер
завершает свой роман словами: «Свободы! Свободы», «отпуская» своего героя. Эта
фраза не соответствует первоначально задуманной, но ею подчеркивается главный
смысл произведения, и без неё оно было бы незавершённым.
В Ершалаимских главах
заложены понятия о непроходящих ценностях. Главная опора человека, его
богатство и защита – вера в истину. У разных героев разные понятия о ней: у
одних вера во всемогущество денег; вера в любовь – смысл жизни Маргариты; вера
в доброту, вера в человека – главное, определяющее качество Иешуа. Человек
подвергается наказанию, как Берлиоз, за неимение веры.
Потеря веры сказывается
на духовном облике человека. Мастер потерял веру в свое творение, а вместе с
ней потерял и желание жить.
Тема любовь у Булгакова
гораздо шире, чем взаимоотношения мужчины и женщины, Мастера и Маргариты. Автор
считает, что любовь – это обязательно уважение друг к другу, милосердие,
поддержка, забота. Любовь к людям и веру в них проповедует Иешуа: «Все люди
добрые».
Любовь несёт человеку
свет, добро. По мнению Булгакова, каждый, в ком есть хоть частица человечности,
достоин
Твори Кафки завжди дивують, зачаровують, дивують читачів своєю незвичайністю, але ніколи не залишають байдужим.
В "Перевтіленні " йдеться про молодого чоловіка, який працює, не покладаючи рук, задля своїх батьків і сестри. Але якогось дня він раптом перетворюється на велику комаху.Ставлення рідних до нього відразу змінюється.
Грегор вже хворий, але нікому до цього не має діла. Мати просто заснула на сиільчику, а батько й сестра лише й чекають, коли він зникне за дверима своєї кімнати. Він ледве доповз до своєї кімнати, а його одразу ж замкнули на ключ з вигуком "Нарешті". Дивує така байдужість матері до свого сина, сестри до брата, всієї сім*ї до свого годувальника. Але, незважаючи на це, Грегор продовжує думати про них з любов*ю. Він згодний з тим, що йому треба померти, бо так буде легше його сім*ї. Така велика любов, така відданість своїй родині, така готовність до самопожертви - хіба не є виявом найбільшої людяності?
А що ж його близькі? Вони лише зраділи, коли дізналися про його смерть. Адже гроші він уже не приносив, а тільки заважав своєю присутністю. В них не залишилося ні краплі співчуття, не те що любові. І хто з них після цього є людиною?
Я вважаю, що своїм оповіданням Кафка показав нам, що навіть за найстрашнішою зовнішністю може бути добра, щира , любляча душа, а за наймилішим і найгарнішим личком - жорстоке чорне серце, без жалю, без любові, без ніжності.