В жизни … всегда есть
место подвигам.
М.Горький
<span>Так что же есть подвиг? Старуха Изергиль-это один из романтических рассказов А.М. Горького,где автор делит людей,в силу характера, на силы,делающие зло и силы,дающие добро.Горький был максималистом,революционером и романтиком.И это сочетание дало своё определение смысла жизни по Горькому-Жить-значит гореть,а человек-это горящий,пламенный факел.А почему факел?Это как символ света-факел ,освещающий нелёгкий путь людей ,как луч надежды на лучшую жизнь.</span>Есть смелость,иногда показная,но это не есть подвиг в понимании Горького,а вот жертва,принесённая человечеству,без проявления честолюбия,то есть бескорыстно-это и является настоящим подвигом.Старуха Изергиль ведёт диалог о подвиге с героем повествования,рассказывая свою жизнь, повествуя легенды о Ларре и Данко.
<span>Данко и Ларре-это полные противоположности,герой и гордый эгоист.Идя наперекор всем Ларре делает это из чувства самоутверждения,ставя себя выше других,он не совершает подвиг,а лишь обрекает себя на полное одиночество,это не бесстрашие,а глупая гордыня.Он смелый и гордый,но за принесённую пользу он требует взамен блага:"за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью". Тот кто живёт только для себя, не для других,ставя себя выше остальных,тот является лишь тенью человека.</span>Образ Ларре-это образ антигероя,не способного на подвиг.
Зато Данке-это образ героя,свободной личности,идеал Горького.Сильный духом,бескорыстный,отважный.То что он сделал-это и есть подвиг,благородный и безвозмездный.
Помогая людям,уводя их от врагов,которые могли их уничтожить,он не жалея сил вёл их за собой.Этот тернистый и нелёгкий путь он помог преодолеть людям,освещая им путь своим сердцем .Для людей он не пожалел своей жизни,для тех,кому он был безразличен.В борьбе за выживание, каждый думает только о себе,забывая о ближнем .Но Данко ,жертвуя собой,думал о беспомощности толпы,о людях,не способных бороться за себя и бегущих от опасности.
"Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут."Люди не погибли,остались живы,но.....забыли о том,кто их спас.Данко бежал до конца,пока силы не покинули его и он свалился бездыханным,продолжая сжимать своё сердце в руке.Но у людей-короткая память...Они забыли своего спасителя,почувствовав себя в безопасности.Не замечая упавшего героя,чья то нога наступает на сердце спасителя.Это символизирует безликость толпы,её эгоизм и равнодушие,неспособность оценить героический поступок Данко.Так стоило ли жертвовать жизнью ради людей,даже не заметивших гибели героя?Данко не думал об этом,он жертвовал жизнью ради спасения ближних,а не ради славы или оценки подвига.Подвиг бессмертен ,но зачастую незаметен и безымянен ,и лишь единицы способны оценить принесённую жертву-жизнь человека.Оценит лишь тот,кто способен на подобное.Подвиг Данко не напрасен,им двигала любовь к людям и его "горящее сердце" живо до сих пор.
<span>Сердце Данко-это символ доброты,бескорыстия и неравнодушия человечества.</span>
О воде-то не ходят-бабушка
Ах ты, пермяк, солены уши-бабушка
Донос — не оправданье! Доносчику первый кнут-дедушка
Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните мое слово: не мал человек растет-дедушка
Ну, побалуй, богова забава! -бабушка
<span>Какого вы парня зря извели! Ведь ему бы цены не было лет через пяток. -дедушка</span>
Открывается повествование письмом другу Алексею Михайловичу Кутузову,
в котором Радищев объясняет свои чувства, заставившие написать эту книгу.
Это своего рода благословление на труд.
Выезд
Простившись с друзьями, автор-рассказчик уезжает, страдая
от расставания. Ему снится, что он один, но, к счастью, случилась
рытвина, он проснулся, и тут подъехали к станции.
София
Взяв подорожную, наш путешественник отправляется к комиссару
за лошадьми, но лошадей не дают, говорят, что нет, хотя
в конюшне стоит до двадцати кляч. Двадцать копеек возымели действие
«на ямщиков». За спиной комиссара они запрягли тройку,
и путешественник отправился дальше. Извозчик тянет заунывную песню,
а путешественник размышляет над характером русского человека. Если русский
хочет разогнать тоску, то идет в кабак; что не по нем, лезет
в драку. Путешественник спрашивает у Бога, почему
он отвернулся от людей?
Тосна
Рассуждение об отвратительной дороге, которую невозможно преодолеть даже
в летние дожди. В станционной избе путешественник встречает
неудачника-литератора — дворянчика, который хочет ему всучить свой
литературный труд «о потере привилегий дворянами». Путешественник дает ему
медные гроши, а «труд» предлагает отдать разносчикам на вес, чтобы
те использовали бумагу для «обвертки», т.к. для иного
она не пригодна.
Любани
Путешественник видит пашущего в праздник крестьянина
и интересуется, не раскольник ли тот? Крестьянин православный,
а вынужден работать в воскресенье, т.к. шесть дней в неделю ходит
на барщину. Крестьянин рассказывает, что у него трое сыновей,
да три дочери, старшему только десятый годок. Чтобы семья не голодала,
ему приходится работать и ночью. На себя он работает усердно,
а на барина — кое-как. В семье он один работник,
а у барина их много. Крестьянин завидует оброчным
и государственным крестьянам, им легче жить, потом перепрягает
лошадей, чтобы они могли отдохнуть, а сам работает без отдыха.
Путешественник мысленно клянет всех помещиков-эксплуататоров и себя
за то, что обижал своего Петрушку, когда тот был пьян.
Чудово
Путешественник встречается с приятелем по университету Челищевым,
который рассказал о своем приключении в бушующей Балтике, где чуть
было не погиб, потому что чиновник отказался послать помощь, сказав:
«Не моя то должность». Теперь Челищев покидает город — «сонмище
львов», чтобы не видеть этих злодеев.
Спасская полесть
Путешественник попал под дождь и попросился в хату обсохнуть. Там
он слышит рассказ мужа о чиновнике, любящем «устерсы» (устрицы).
За исполнение его прихоти — доставку устриц — он дает чины,
награждает из государственной казны. Дождь кончился. Путешественник
продолжил путь с напросившимся попутчиком. Попутчик рассказывает свою
историю, как был он купцом, доверившись нечестным людям, попал под суд,
жена умерла при родах, начавшихся из-за переживаний на месяц раньше. Друг
помог этому несчастному бежать. Путешественник хочет помочь беглецу, во сне
он представляет себя всесильным правителем, которым все восторгаются. Этот
сон являет ему странницу Прямовзору, она снимает с его глаз бельма,
мешающие видеть правду. Автор заявляет, что царь слыл в народе «обманщиком,
ханжою, пагубным комедиантом». Радищев показывает несоответствие между словами
и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи
скрывает за собой ужасные картины угнетения. Прямовзора обращается
к царю со словами презрения и гнева: «Ведай, что ты… первейший
разбойник, первейший предатель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость
свою на внутренность слабого». Радищев показывает, что хороших царей нет,
они изливают свои милости лишь на недостойных.
Подберезье
Путешественник встречается с юношей, идущим в Петербург к дяде
учиться. Здесь даются рассуждения юноши о пагубном для страны отсутствии
системы образования. Он надеется, что потомки будут счастливее в этом
плане, т.к. смогут учиться.
Новгород
Путешественник любуется городом, вспоминая о его героическом прошлом
и о том, как Иван Грозный вознамерился уничтожить Новгородскую
республику. Автор возмущен: какое право имел царь «присвоять Новгород»?
Путешественник далее отправляется к приятелю, Карпу Дементьичу, который
женил сына. Все вместе сидят за столом (хозяин, молодые, гость).
Путешественник рисует портреты хозяев. А купец рассказывает о своих
делах. Как «пущен был по миру», теперь сын торгует.
Бронницы
<span>Путешественник отправляется на священный холм и слышит грозный
голос Всевышнего: «Почто захотел познать тайну?» «Чего ищешь чадо безрассудное?»
Где некогда был «град великий» путешественник видит лишь бедные лачуги.</span>