Спільне: хоробрсть, обидва плавали на кораблі, перебували в полоні, захист друзів, о бидва здійснили убивство (Дік Сенд - Гарріса, Джим - пірата Хендса), вони обидва головні герої творів, перебування на невідомих землях. Відмінне: походження (Дік Сенд - сирота, Джим виріс у сім'ї), Дік Сенд боровся проти работоргівців, а Джим - проти піратів, ціль подорожі (Дік - потрапити додому, Джим - знайти скарби), <span>Дік не має негативних рис і розкриваєтся як ідеал, Джим - має деякі недоліки.
</span>
"Борис Годунов" был написан под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с императором Николаем I (которая положила конец ссылке) Пушкин читал ему отрывки из «Бориса Годунова».
Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира — преимущественно белым стихом с несколькими прозаическими сценами. Послужила протекстом ряда произведений не только русской литературы, но и европейской (в искусстве постмодерна образ Бориса не раз обыгрывается у Роб-Грийе).
Полностью пьеса была впервые опубликована (с цензурными сокращениями) в конце декабря 1830 с датой издания 1831, но поставлена на сцене только в 1866. Причиной тому — предполагаемая несценичность произведения. Но главное — до 1866 трагедия была запрещена для представления на сцене. С цензурными изъятиями и сокращениями была поставлена впервые 17 сентября 1870 на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра.
Битва с барсом это - кульминация поэмы.
Бой с барсом введен в сюжет поэмы Лермонтовым в тот момент,
когда, казалось,
его героя покидают последние силы. Потеря дороги среди
нескончаемого леса,
утрата надежды найти путь на родину, сознание своей
беспомощности-все это
приводит в отчаяние Мцыри, но он остается гордым,
способным отвергнуть
возможные сострадание и жалость ("помощи людской я не
желал").
Появление барса рождает в его душе не страх, а презрение к
смерти, жажду борьбы с этим опасным противником и победы.
"Могучий дух его отцов", который был присущ ему с детства,
заставил преодолеть минутную слабость и вступить в
смертельный
бой с опасным хищником и одержать победу.
Сначала это напряжение всех сил, чувство готовности к бою
("жажда борьбы и
крови"), далее это упоение открытой и честной схваткой
(жизнь "тревог и битв", о которой он мечтал) , полное слияние
с дикой природой
("И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он) ,
чувство радости и торжество победы.
Таковы чувства, овладевшие Мцыри в этот момент его
жизни и свободы.
И высшая точка поединка:
...Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор
Широкий лоб его рассек…
И наконец, последние строки строфы - слова Мцыри о
побежденном противнике, о котором он говорит с
уважением, признавая его мужество:
...Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
Видите ли, какое дело. Это чрезвычайно индивидуально. Моё мнение такое:
Лев Толстой гениальный мастер малого жанра. А вот его эпопеи, мне было тяжело читать, и даже когда прошло больше 10 лет после окончания школы - они у меня не идут, и я уже бросил попытки что-то там выловить, но не потому что дескать, объем большой, а просто не читается. А, скажем, Федора Михаловича - читал и иногда перечитываю.
Оданако, есть несколько нюансов, которые необходимо знать, про "Войну и Мир". И о них выскажусь..
1. Лев Толстой ненавидел Наполеона и всячески старался его принизить.
<span>2. Тот факт, что "Война и Мир" никуда не пропала из школьной программы до сих пор, означает что некоторые варианты пропаганды в нашей стране универсальны, не зависимо от политического строя. /Прошу понять верно, Лев Николаевич это Лев Николаевич, однако я утверждаю, что за то время, которое люди потратят запихивая в себя четыре тома, можно прочитать несколько разных замечательных произведений, с большей пользой для общего развития.
</span>