Одна лиса проходила между деревьями, и увидела птицу, которая сидит на деревье. Она к нему подошла и:
-Здравствуйте, как ваши дела?,спросила
-Хорошо,как сама поживаешь?,сказала птица.
Лиса:
-Может ты спустишься потом поговорим? А то у меня ухо плохо слышит.
Пиица:
-Я боюсь спускаться, внищу много хищников, они могут меня сьесть.
Лиса:
-Ох, друг мой, сейчас современность это не то, я же ведь только пришла. Пусть волк и овца вместе будут, а петух и лиса вместе будут сказала она.
Птица:
-Спасибо тогда за совет,приятель! Оттуда идут какие то собаки. Скажите и этот совет им. Пусть услышат.
Лиса как только услышав слово собака сразу побежала, а птица да и реагировать не успела.
Птица:
- Ты куда бежишь? Ты что забыла что сказала?
Лиса:
-Кто знает, может они не услышали этот совет. И перехитрила она ее, и убежала.
Казахи - основное население Республики Казахстан, общая численность которых в мире превышает 13 миллионов, населяют северо-восточную часть исламской суперцивилизации, по религиозной принадлежности мусульмане-сунниты ханифитского толка, относятся к кипчакской подгруппе тюркской группы Алтайской языковой семьи. В целях постижения данной культуры сначала рассмотрим ее во времени и пространстве, после чего определим типовые особенности казахской культуры. Казахская культура является преемницей культуры кочевников Великой евразийской степи. Поэтому анализ данной национальной культуры начнем с особенностей номадической (кочевой) культуры.
Например, понятие “земля предков” священно для кочевников, оно залог целостности собственной территории, в то же время это и признание неприкосновенности соседствующих
земель. Межобщинные отношения возникают на почве суверенности территорий. Географические признаки земли предков отпечатываются в сознании народа как святые места, то есть, окружающая среда состоит из священных гор, рек и озер, долин и холмов, могил, где обитают духи предков и т.п. Их священность завещана в наследство грядущим поколениям в легендах и мифах, сказаниях и изречениях.
В исконной казахской культуре проблема экологии непосредственно связывалась с такими понятиями в системе нравственности как “обал” (злодеяние, воздаянием за которое служит кара Всевышнего) и “сауап” (благодеяние, воздаянием за которое служит милость Всевышнего).
Многие представители западной культурологии отрицают взгляды о том, что помимо их собственной существовали другие цивилизации. По их мнению, есть только одна, написанная с заглавной буквы Цивилизация (это, конечно, европейская), все остальное же пространство является “полигоном для превращения дикарей в цивилизованных людей”. Западные миссионеры уничижительно называли коренных жителей “туземцами”. Прежде это понятие обозначало бесчеловечных дикарей. На них смотрели как на часть животного и растительного мира данной территории.
– Евразийский континент состоит из 5 этнокультурных регионов:
• 1. Муссонный Дальний Восток – пространство конфуцианско-буддистской цивилизации.
• 2. Засушливая Великая Степь – область кочевой культуры.
• 3. Субтропический Ближний Восток – исламский мир.
• 4. Лесистая Восточная Европа – очаг православной культуры.
• 5. Западная Европа – католическое2 пространство.
Для науки не имеет большого значения разделение культур по континентам. Например, хотя
Средиземное море разделяет Европу и Африку, для эллинской культуры оно являлось внутренним морем. Как правило, предел пространства цивилизаций обусловлен климатическими и труднопроходимыми границами. В узком значении слова под “Евразией” имеется в виду Великая равнина от Карпат до Китая. Она состоит из трех районов: Высокая Азия (Монголия, Тува, Алтай, окрестность Байкала), Центральная Азия и восточноевропейская равнина. Евразия понятие не только географическое, вместе с тем она является культурной целостностью. Евразию населяют автохтонные народы, приспособившиеся к ее ландшафту и климату: тюрки, славяне, угро-финны, монголы и другие. В этом пространстве не смогла господствовать ни одна не евразийская цивилизация.
Вышеназванное культурное пространство разделилось после принятия славянскими народами
христианства и принятия ислама большинством тюркских народов.
Основным стержнем существования казахов является широкая степь, равнинные места. Великую Степь окружают горы Алтая, Тянь-Шань, Урала, Кавказа.
Жаңа сөз (неологизм) - ғылым мен техниканың дамуына байланысты қолданысқа енген жаңа сөз.
Мысалы:
кеден - таможня
ұшақ - самолет
жарнама - реклама
зейнетақы - пенсия
саябақ - парк
кешен - комплекс
құжат - документ
қылтима - балкон
Менин отбасымда 5 адам бар.Олар акем анам агам апкем. Мен оларды жаксы коремин жане курметтеймин.Олар не айтса да орындаймын.Айтканын былжытпаймын.Агам унеми маган комектеседи.Апкем екеумиз анама комектескенди жаксы коремиз.Агаммен апкеммен бирге уакыт откизген сондай кызыкты.уй жумысын да бирге орындаймыз.Акем кунде бизге акылын айтып отырады.Анам акемнин созин сойлеп , жактайды.Биз бакытты отбасымыз жане оте татумыз
Су топыраққа нәр, ауаға ылғал беріп, жаратылыс әлеміне жан бітіретін тіршіліктің өзегі, алғашқы тіршілік суда пайда болып, жер бетіне тараған. Тіршілік әлемі өзінің су дәуіріне қарай қажетті су мөлшерінен тұрақты нәр алып тұрмаса, тіршілік өзінің өсу дәуірін тоқтатып, өшу дәуіріне көшеді.
Суды басқа ешқандай затпен алмастыруға немесе жасанды су жасауға болмайды. Су бардаг жоқ, жоқтан бар болмайды. Дүние жүзіндегі судың көлемі өзгермейді, тұрақты тепе-теңдік сақталады. Дүние жүзіндегі су жер бетіндегі су, жер астындағы су, атмосферадағы су болып үшке бөлініп, өзінің түрін өзгертіп буға, бұлтқа, қар мен мұзға айналып, тұрақты табиғи айналымда жүреді.
Жер жүзінің табиғи су айналымы төртке бөлінеді. Мұхиттар үстіндегі су айналымы, құрлықтар үстіндегі су айналымы, мұхиттар мен құрлықтар аралық су айналымы болып келеді.
Дүние жүзіндегі барлық судың көлемі 1, 386 миллион текше шақырымға тең. Оның ішінде топырақтың бестен бірі су, жер астында бір шақырымға дейінгі тереңдікте 4,0 миллион текше шақырым су болса, атмосферада жердің әр шаршы шақырымында 20 мың тоннадай келетін бу түрінде су бар