Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами. В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат. Внешность царя примечательна. Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке. Сам Бог руководит его действиями: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра: «За дело, с Богом!» Характеризуя царя-полководца, Пушкин одновременно использует антонимы, показывая тем самым «божью грозу» для шведов и мудрого военного начальника для русских воинов: …Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза. Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк. После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью: При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. Итак, анализируя текст пушкинской поэмы «Полтава», видим, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всем, в первую очередь шведам, военную силу своей страны. Петр в поэме – олицетворение военного гения. И для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества: В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. (2 вариант) А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России. Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… О вспыльчивости Петра, царя и человека, мы узнаем из рассказа Мазепы, который вспоминает, с чего началась ненависть его к Петру, что не мешает старику объективно оценивать силу русских и предвидеть поражение Карла. Во время боя Петр в изображении А.С. Пушкина подобен божьей грозе, Бог на его стороне, он «свыше вдохновленный»: «За дело, с Богом!» Как и всегда в изображении А.С. Пушкина, Петр одновременно «прекрасен» и «ужасен». Солдаты приветствуют Петра многократным «ура», рядом с ним «птенцы гнезда Петрова», «сыны», товарищи «в пременах жребия земного, в трудах державства и войны». И Петр перед боем могуч и радостен, он вновь хочет помериться силами с человеком, давшим ему не один урок, но изменились времена, и перед взором Петра Уж не расстроенные тучи Несчастных нарвских беглецов, А нить полков блестящих, стройных, Послушных, быстрых и спокойных. Полтавский бой выигран. Уроки хороших учителей пошли впрок. «И горд, и ясен .. И славы полон взор его». В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает».В шатре, который Петр покинул перед боем, теперь пирует победитель, он угощает «своих вождей, вождей чужих, и славных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью: Прошло сто лет – и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось – И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. Как Фальконе воздвиг в городе Петра скульптуру, ставшую символом Петербурга и ожившую на страницах этой поэмы, так Петр в памяти русской воздвиг себе «нерукотворный памятник» дел своих.
Думаю, люди могут сравнить,как жили они раньше,что условия были гораздо хуже. Были войны,рефолюция и другое. Литературая 19 века учит ценить,то что имеешь. В каждом произведение есть какая-то мораль, возможно романтизм или что-нибудь лирическое, учит сострадани и тд
Во всех своих произведениях Салтыков-Щедрин показывает жизнь и нравы определённого сословия. Все его персонажи описаны очень ярко, лаконично и метко. Салтыков-Щедрин очень наблюдательный, и очень едкий сатирик. Говорят, сам писатель и в жизни был правдолюб, не боялся критиковать вышестоящих, общался с начальством прямо, никогда не лебезил. Так, и своих персонажей он описывает безжалостно. Герои сказок Салтыкова-Щедрина - в основном животные, но высмеиваемые писателем черты и обывательская философия как раз-таки настолько человеческие, что сам контраст с животным миром еще больше оттеняет их.
Салтыков-Щедрин поднимает настолько вечные проблемы существования человеческого общества, что актуальность свою они не потеряют, наверное, никогда. Например, "Премудрый пескарь" - очень умный и склонный к глубокому философскому осмыслению себя и окружающего мира, у финалу произведения пришёл к выводу, полностью противоположному изначальной своей позиции: <span>“Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия.. .живут, даром место занимают да корм едят”. Да, и ещё у Салтыкова-Щедрина остроумные и мудрые ответы на такие вот "философские" вопросы исходят от простого народа, живущего по иным правилам, и не прикрывающегося никакими искусственными рассуждениями, то есть выводы народа основаны на реальной жизни, максимально справедливы и честны.
</span><span>В "Истории одного города", например, Салтыков-Щедрин очень смешно и даже как-то слишком просто и откровенно, но и очень точно, описывает городских чиновников и чиновные лица, в которых современники писателя безошибочно узнавали государственных и политических деятелей России той эпохи. Сатирическое и писательское мастерство Салтыкова-Щедрина создали бессмертные образы смешных глупцов, коррумпированных чиновников, лже-моралистов, гордецов, лентяев и бездельников.</span>
Колядки-это народные украинские обрядовые песни,пришли к нам со времён язычества.25 декабря отмечался день зимнего солнцестояния и богиня плодородия Коляда рождала новое солнце,которое змей Коротун должен был уничтожить.Люди защищали солнце и прогоняли змея песнями-колядками.На русских землях, обычай колядовать появился после Крещения Руси.По направленности ,колядки делят на два вида:христославные-рождественские)и посевные-языческие.Посевные колядки были обращены к богам плодородия,а Рождественские -церковной тематике,прославление младенца Иисуса Христа, его матери,Бога отца .В песнях желали всем добра,здоровья,процветания,прощали все обиды.Обряд колядования совершается на Рождество Христово (25 декабря) и проходит по Крещение( 6 января),по старому стилю.Группы людей,дети и подростки отдельно от взрослых,собираются и ходят по домам и дворам,надев маски,прикрепив рога,нарядившись в смешные костюмы,обернувшись в шкуры зверей,они поздравляют хозяев с праздником.Меняя голоса, люди читают стихи,поют песни,шуточно поздравляют,пытаясь остаться неузнаваемыми.Хозяева ,после представления,благодарили гостей-приглашали в дом,угощали,давали подарки или деньги.Нельзя было прогонять колядующих-плохая примета,несчастья на целый год.Отличаются колядки от других народных песен простотой мелодии,легко запоминающимся текстом.Стихотворные размеры колядок десятисложный стих,разделённый на два пятисложных полустишия или восьмисложный, с делением на два четверостишия.Текс должен обязательно желать добра и благоденствия людям.Колядки приносили много веселья,люди становились добрее,враги примирялись,влюблённые соединялись в пары.В наши дни,традиции пения колядок в России утрачены,обычай колядовать остался на Западе Украины,в Карпатах.