Одним из наиболее важных эпизодов в «Горе от ума»
является диалог Чацкого и Фамусова во втором явлении второго действия. Я
бы назвала его «Конфликт Нового и Старого». Этот эпизод представляет
собой экспозицию – часть произведения, где «запускается» сюжетный
конфликт. В это эпизоде участвуют всего два главных героя: Павел
Афанасьевич Фамусов и Александр Чацкий.
Эпизод начинается с того, что Чацкий заходит к Фамусову, чтобы
расспросить о Софье. В итоге безобидный диалог перерастает в конфликт,
препирания. Заканчивается тем же – никто из спорщиков не уступил,
Фамусов просто отказался слушать Чацкого. Основным предметов спора
между двумя этими героями являются такие вопросы как: «Обязательно ли
служить в армии?», «Стоит ли принижать свою гордость ради получения
чинов?» и т.п.. Мини-конфликт данного эпизода образуется вокруг вечной
проблемы непонимания между представителями различных поколений, как
говориться у Грибоедова «века нынешнего» и «века минувшего».
Фамусов является зачинщиком конфликта – именно его пространный
монолог по поводу того, что он думает о молодом поколении заставил
чацкого наступать в ответ. В лице Чацкого Фамусов видит «гордецов»,
«умников», готовых разрушить устоявшийся, удобный мирок «отцов». В этом
монологе – вся сущность представителя «века минувшего». Его идеалы
сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: образец человека
для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими
средствами. Речь Фамусова выдает в нем человека не очень образованного,
неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя
непогрешимым. В этом эпизоде авторская ремарка присутствуют только у
Фамусова - когда он ворчит на Чацкого скороговоркой, так как доводов у
него уже не осталось.
Изначально Чацкий не стремился к конфликту, но монолог Фамусова
вынуждает его к страстной защитой тех начал жизни, которые ему дороги и
от которых он отказаться не может. Чацкий – человек образованный, речь
его литературна, логична, богата интонациями и образами, в ней
отражается его чувства и мысли. Это представляет собой полную
противоположность речи Фамусова. Авторские ремарки к Чацкому
отсутствуют, отчасти потому, что все его чувства можно увидеть в эго
ответах, полных восклицаний, жарком монологе.
Препирательства оканчиваются ничем – каждый остается со своей точкой зрения.
Экспозицией данного эпизода является начало расспросов Чацкого о
Софье, резкие ответы Фамусова. Далее небольшой обмен препирательствами
медленно достигает кульминации – монологов двух героев. Развязка же
заключается в дальнейшем обмене резкими фразами между героями, отказе
Фамусова слушать Чацкого.
Автор старается не показывает своего отношения к данному событию, но в целом можно догадаться, что он на стороне Чацкого.
В этом эпизоде Грибоедов показал начало конфликта между
представителями «старого» и «нового», конфликта, который будет
развиваться далее в комедии. Поэтому этот эпизод очень важен для
понимания всего произведения.
)Повесть М. Горького "Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.
Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.
Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. " Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она — темная, но светилась изнутри.. . неугасимым, веселым и теплым светом".
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа.. . и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.
А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка — получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.
<span>М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.</span>
1. Аркадий Кирсанов. привозит Базарова в Марьино и знакомит со своей семьёй.
2. Между Павлом Петровичем (дядей Аркадия) и Базаровым возникает стычка на тему личных убеждений.
3.Рассказ о молодости Павла Петровича. / О не удачно сложившейся судьбы П.П.Кирсанова.
4. П.П. Кирсанов снова нападает на Базарова. Николай Петрович пытается смягчить ситуацию.
5. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов отправляются в губернский город по приглашению родственника, и <span>встречаются с Ситниковым, отпрыском откупщика и знакомятся с Кукшиной.</span>
6.Знакомство Базарова с Одинцовой. Приглашение Одинцовой Базарову и Аркадию погостить у нее в поместье.
7.Аркадий и Евгений в имении Одинцовой.
8.Одинцова вызвала в Базарове теплые чувства и отвергла их, желая жить своей спокойной жизнью. Евгений уезжает от Одинцовой.
9. Евгений посещает родителей.
10.Возвращение Евгения в имение Кирсановых. Базаров целует Фенечку. Дуэль с П.П. Кирсановым
11.Развитие отношений между Аркадием и Катей, а также Николай Петровича с Фенечкой. Уезд Базарова.
12. Базаров в родительском доме. Перемены в Базарове. Заражение и смерть.