Пугачев в "Капитанской дочке"
похож на героя казацких песен и
былин. Он появляется сначала как
некая загадочная фигура, а затем
разрастается и заполняет собой все
пространство повествования.
Непонятный человек ведет
таинственные разговоры с хозяином
постоялого двора, больше похожего на
разбойничий приют. Он — то ли
беглый каторжник, то ли пропойца
("заложил тулуп у целовальника", то
есть за водку). Но "огненные глаза",
притягивающие внимание, выдают
человека незаурядного. В пророческом
сне Гринева читатель уже получает
намек на сложность и силу образа
(зверство, хитрость и неожиданная
ласковость и широта души — обо всем
этом мы узнаем после).
Пугачев жесток, безжалостен,
когда велит казнить защитников
крепости, зарубить жену коменданта.
Но он помнит добро и ценит
искренность, правдивость и верность
чести. Именно это подкупает его в
Гриневе. Он не мстителен,
единственный раз нахмурился, узнав,
что Гринев обманул его. С истинно
царской, сказочной широтой души он
говорит: "Казнить так казнить,
миловать так миловать". И отпускает
Гринева с невестой, дает пропуск во
все подвластные ему области.
Пугачев, однако, лукав и умён,
он знает своих людей и часто
"работает на публику", как бы играя
роль царя, как его представляют себе
простые люди. Наивная пышность
титулов, которые он раздает своим
приближенным — это и расчет, и
радостная игра во власть. Перед
Гриневым он не притворяется, почти
открыто говорит, что он самозванец,
сравнивая себя с Гришкой
Отрепьевым.
Пугачев Пушкина — отчаянный
человек, который не променяет три
месяца царского пира на тридцать лет
райской похлебки. Он и былинный
герой, и песенный разбойник, и царь-
избавитель для забитого народа.
Русская история полна легенд о
"подлинном царе", о царе, спасшемся
от смерти, настоящем, "правильном"
царе, который придет в урочный час.
Пугачев назвался таким царем, но
люди не пошли бы за ним, если бы он
не вел себя, как настоящий
повелитель и избавитель.
<span>В Печорине привлекают прежде всего его незаурядность, самобытный характер, критический склад ума, способность трезво оценивать не только чужие, но и свои поступки, сила и независимость, способность ничего не принимать на веру. У него широкий кругозор. Печорин получил хорошее образование. Он, несомненно, выше той среды, с которой вынужден общаться, поэтому презирает свет, видит его пошлость, узость интересов, лицемерие. Поэтому Григорий Александрович остается чужим в «водяном обществе», отказывается от маленького благополучия ради больших, хотя и неясных целей. Эти черты личности привлекают к Печорину.Отталкивают его холодность, индивидуализм, эгоизм, нежелание считаться с другими людьми, в которых он часто видит лишь средство для достижения своих целей (его «роман» с княжной Мери). Богатая натура Печорина не находит применения, он «кипит в действии пустом», играя чужими жизнями. Не только эпоха, но и он сам повинен в том, что оказался «лишним человеком» и несет несчастья тем, с кем сталкивает его жизнь.</span>
Простые русские люди, умные, добрые, интересные, талантливые, укрепляли в Алеше благородные и светлые черты его личности: правдивость и смелость, доброту и чуткость, стремление к знаниям, волю и трудолюбие, которые получили дальнейшее развитие во время скитаний «в людях»