Образ князя Владимира в русском искусстве многопланов: святой и воин, умудренный опытом старец и еще безбородый юнец. При этом мало кто знает, что креститель Руси является одним из немногих древнерусских князей, прижизненные изображения которых дошли до наших дней
Великий князь московский Иван Данилович Калита (прим.1288-1340) в духовной грамоте 1339 года написал: «А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Нарунижьское, Серпохов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Растовець Тухачев. А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновьское, село Коломниньское село Ногатиньское...»
<span> У великого князя Ивана Даниловича Калиты и его супруги княгини Елены было четверо сыновей: 1-й - Симеон (1317-1353), 2-й - Даниил родившийся в 1320 году и умерший в младенчестве 3-й - Иван (1326-1359) и 4-й - Андрей (1327-1353). </span>
<span> Все четыре сына великого князя Ивана Даниловича получили свои имена в честь святых монахов: Симеона Столпника, Даниила Столпника, Иоанна Лествичника и Андрея Критского. В этом подходе к наречению имен своим сыновьям проявилась глубокая религиозность и христианская мудрость князя Ивана Калиты - сына великого князя, святого Даниила Московского. Спустя десятилетия после кончины великого князя Ивана Даниловича митрополит Киприан в послании к князю Дмитрию Донскому назвал Ивана Калиту не только «благочестивым и приснопамятным», но и «святым». А это написал митрополит русской православной церкви. </span>
<span> Великий князь Иван Калита в 1339 году завещал своим троим сыновьям все свои владения. По духовной грамоте Ивана Даниловича младшему сыну Андрею Ивановичу были даны во владение города и села, расположенные на земле, которая ныне называется Домодедовской. </span>
<span> Князь Андрей Иванович умер молодым, ему было двадцать шесть лет, когда он заболел чумой, свирепствующей в то время на Руси. По его кончине в 1353 году вотчины, принадлежащие ему на Домодедовской земле, перешли в наследство его сыну Владимиру Андреевичу Серпуховскому (Серпухов - главный город вотчины). На Домодедовской земле в вотчину князя Владимира Андреевича входили древние села: Домодедово, Битяговское, Ростунова слободка, Кишкина слободка и др. </span>
<span> Владимир Андреевич Храбрый (князь Серпуховский и Боровский) родился в 1353 году. Он был одним из виднейших удельных князей - двоюродный брат великого князя Дмитрия Ивановича Донского. </span>
<span> Прозвище «Храбрый» Владимир Андреевич получил за ратный подвиг на Куликовом поле. Его мужество воспел Сафоний-Рязанец в повести «Задонщина», а также летописец-писатель в повести «Сказания о Мамаевом побоище». В историю он вошел и как князь великодушный. До 1389 года (год кончины Дмитрия Донского) наследником великокняжеского престола был всегда не сын великого князя, а брат, как старший в роду. По вопросу наследования в княжеских семьях были многочисленные споры и раздоры. Владимир Андреевич, как двоюродный брат великого князя, был законным наследником московского престола после кончины Дмитрия Ивановича, но, имея великодушие, он добровольно отказался от прав своих и согласился на предложение Дмитрия установить новый закон о наследовании - наследование переходит к сыну великого князя. Таким образом, на престол взошел по кончине князя Дмитрия его старший сын Василий Дмитриевич. </span>
<span> В договорной грамоте, составленной в 1389 году, говорится, что Владимир Андреевич признает Дмитрия отцом, а сына его Василия - братом старшим. На престол, таким образом, вступил Василий I Дмитриевич. </span>
<span> В 1368 году в непрестанной борьбе Москвы с Тверью начались сражения. Тверской князь Михаил Александрович привел зятя своего, литовского князя Ольгерда, женатого на сестре его Иулиянии. Они подступили к Москве и осадили, а вышедшие ранее Дмитрий Минин от Дмитрия Ивановича и Акинф Шуба от Владимира Андреевича были разбиты и пали в битве 21 декабря 1368 года. Великий князь Дмитрий и князь Владимир Андреевич заперлись в Кремле, который был незадолго укреплен каменною стеною. Летописцы оставили свидетельства, что Москва потерпела от Ольгерда такое бедствие, какого не испытывала со времен Батыя. Москва не простила это и вступила на Тверскую землю и разорила ее. Литовцы снова пришли к Москве 6 декабря 1370 года. Князь Дмитрий находился в Кремле, а князь Владимир Андреевич, собрав свою рать, стоял в Перемышле, где у него собрались рязанская и пронская рати. По прошествии восьми дней стояния под Кремлем Ольгерд заключил с московским князем перемирие до Петрова дня. Ольгерд хотел даже вечного мира, предлагая родственный союз - выдать дочь свою Елену за князя Владимира Андреевича. </span>
<span> Зимой в Москву прибыли от Ольгерда послы и обручили с Владимиром Андреевичем дочь Ольгерда Елену. Свадьба состоялась зимой следующего года. Но летом 1373 года Ольгерд снова двинул войска на Москву. Войска князей Дмитрия Ивановича и Ольгерда встретились близ Калуги, простояли несколько дней, но не сражались. Князья заключили перемирие. </span>
Имея в виду последствия монголо-татарского ига для Руси, необходимо отметить, что оно привело к длительному упадку в экономическом, политическом и культурном развитии русских земель, положило начало отставанию их от передовых западноевропейских стран. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Границы земледелия отодвинулись на север. Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города, их роль в политической и экономической жизни страны упала, исчезли навсегда или возродились лишь через 150-300 лет такие ремесла как скань, чернь, перегородчатая эмаль, полихромная поливная керамика, резьба по камню и др. Приостановилось каменное строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Ослабла связь городского ремесла с рынком, затормозилось развитие товарного производства. Дань “серебром” привела к утечке его в Орду и почти полному прекращению денежного обращения внутри русских земель. Наконец, десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство в результате непрекращавшихся набегов монголо-татар на русские земли. Только за последнюю четверть ХIII в. было совершено 14 крупных вторжений на Русь, не считая множества более мелких набегов. Многие города, например, Переславль-Залесский, Муром, Суздаль, Рязань разрушались вновь и вновь. Потребовалось почти целое столетие упорного труда и героической борьбы народа, чтобы в этих тяжелых условиях восстановить хозяйство и обеспечить его дальнейший подъем как необходимую основу для ликвидации феодальной раздробленности и создания русского централизованного государства.
Русь была под татарским владычеством 242 года. И этот период ее истории (особенно первые полтораста лет до победы Дмитрия Донского на Куликовом поле которая значительно ослабила иго завоевателей и фактически прекратила их вмешательство во внутренние дела страны) ознаменовался чрезвычайно тяжелыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры которая дотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран. Привыкший к победам русский народ попав под тяжелую пяту завоевателей разумеется, не смог испытывать к ним ничего кроме ненависти и в те годы кощунством показалась бы всякая попытка дать беспристрастную оценку национального характера татар и особенности их правления. Татарин мог быть только “поганым” - диким коварным бесчеловечным грабителем и насильником. И подобный образ его далекий от истины сделался традиционным в нашей литературе и в представлении русских людей. А вместе с тем если взглянуть на дело без предвзятости следует признать что кроме отрицательных качеств татары обладали и многими положительными - и как люди и как правители. Прежде всего они отличались непревзойденной честностью и в этом отношении влияние их на русский народ могло быть только хорошим. Иго их было несомненно тяжелым но помимо всех принесенных ими бедствий косвенно оказало Руси и большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело ее к единству вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго.