Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту.
Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.
В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала XIX века.
В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.
Печорин — офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Каковы причины этой раздвоенности?
“Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” — признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин — эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа.
В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.
Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.
И все же Печорин — натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник — не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость — маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.
Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, страдают княжна Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.
Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.
Отец Петруши был против его службы в Петербурге. Он считал, что он не научиться там военному делу. «Записан в гвардии» громогласно произнес отец. Отправили Петрушу служить в Белогорскую крепость.
Сначала Белогорская крепость на Гринева – главного героя романа – впечатления не произвела. Он ожидал увидеть грозные бастионы и башни, а это оказалась деревушка, окруженная бревенчатым заборчиком.
<span>Все относились к Гриневу по-доброму, с уважением. Именно обитатели крепости изменили его отношение к ней. Особенно приглянулась ему дочь коменданта – Маша. Он полюбил ее. Там он познакомился и со Швабриным. Он тоже был дворянином. </span>
Первое впечатление от нового товарища было обманчивым. Швабрин оклеветал Машу, показав себя низким и подлым человеком. Товарищи поссорились. Пиком их ссоры стала их дуэль. Гринев не испугался дуэли и сражался, защищая свою и Машину честь. Этот случаи их очень сблизил. Он написал письму отцу, попросив его благословения на брак с Машей. Отец отказал Гриневу, тем самым разозлив молодого человека. Узнав это, Маша очень расстроилась. Она была слишком воспитана и набожна, чтобы выйти замуж без родительского благословения. Но тут началась осада Белогорской крепости.
Емельян Пугачев захватил деревушку, убив коменданта и многих жителей поселения. Швабрин тут же переметнулся на сторону разбойника. Но Гринев был не такой, совсем не такой. Он очень серьезно относился к воинскому делу, и не мог изменить родине. Даже под страхом смерти он не переметнулся на сторону захватчиков. Это вызывало у Емельяна огромное уважение к молодому человеку.
Пугачеву больше понравился гордый Гринев, чем низкий и подлый Швабрин. Разбойник надеялся найти общий язык с Гриневым. Когда Петруша увидел, как просто Пугачев общается с обычными людьми, его мнение о нем переменилось. Он понял, что разбойник борется за свою правду. Емельян Пугачев оказался справедливым человеком. Пугачёв сыграл в жизни Гринева одну из важнейших ролей, решив помочь ему воссоединиться с Машей.
<span>События, которые герой пережил в Белогорской крепости, резко изменили его отношение к жизни. Ради своей любви Гринев пренебрег своими убеждениями о воинской чести. Он понял, что главное в жизни это не бои и автоматы, а любовь. Любовь, без которой нам не жить. Именно благодаря Белогорской крепости, благодаря Пугачеву, из мальчишки Петруши вырос настоящий мужчина. Он понял, что важно следовать не только долгу, но и зову сердца.</span>
<span>Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств</span>
<span>Капитану Жерилло приказали помочь жителям Бадамы бороться с нашествием муравьёв. Капитан заподозрил, что начальство просто издевается над ним. Он был креолом и обладал чисто португальскими представлениями об этикете и дисциплине. Доверял он лишь Холройду и Ланкашира, молодому инженеру на судне. В этом путешествии по малоизведанным уголкам Амазонки Холройду открылась ничтожность человека: человек — редкое животное, непрочно обосновавшееся на этой земле. В Англии он привык думать, что земля принадлежит человеку. В Англии она в самом деле принадлежала человеку. На всем судне царило весёлое и соблазнительное языческое божество в образе большой винной фляги.</span>