Древняя Александрия была известна стодесятиметровым маяком и библиотекой. До наших дней дошли лишь немногие из древних памятников. Многие городские кварталы затонули в Александрийской бухте после проседания грунта, произошедшего в результате землетрясения.
Колонна Помпея — наиболее известный сохранившийся античный памятник. Она расположена на древнем александрийском акрополе — холме, расположенном по соседству с городским мусульманским кладбищем. Изначально колонна была частью колоннады храма, её высота вместе с пьедесталом — 30 м «Колонна Помпея» — неправильный термин, введенный крестоносцами, с Помпеем её ничего не связывает, на самом деле она была возведена в 293 году при Диоклетиане.
Недалеко на юго-западе от колонны находятся александрийские катакомбы Ком-эль-Шукафа, они состоят из многоуровнего лабиринта, к которому ведет спиральная лестница, представляющего собой десятки залов, украшенных фигурными колоннами, статуями и другими синкретическими римско-египетскими символами. Здесь находятся погребальные ниши и саркофаги. Катакомбы были давно заброшены и вновь случайно обнаружены в 1900 году.
В настоящее время ведутся раскопки в районе Ком Ад-Дикка, где обнаружен хорошо сохранившийся античный университет, считавшийся до 2008 года амфитеатром и римские бани.
Уроженцем города был греческий поэт Константинос Кавафис, его дом превращён в музей. Александрия также является резиденцией православного патриарха Александрии и всея Африки.
Все группы населения за исключением привилегированных, а именно — духовенства (первое сословие) и дворянства (второе сословие). В отличие от первых двух сословий, третье сословие платило налоги. Верхушка третьего сословия (буржуазия) имела представительство на Генеральных штатах, а также доминировала в составе парижского и провинциальных парламентов.
И сказали ему мужи новоторожцы:
«Это, господин, притворяне святого Спаса, а ту чашу дали им 40 калик, пришедших из Иерусалима» .
И князь великий посмотрел у них чашу, поставил ее на свое темя и сказал:
«Что, братья, возьмете у меня вкладом в эту чашу? »
Притворяне отвечали: «Чем нас пожалуешь, то и возьмем» .
И князь великий дал им гривну новую вклада:
«А ходите ко мне во всякую неделю и берите у меня две чаши пива, третью - меду.
<span>Также ходите к наместникам моим и к посадникам и по свадьбам, а берите себе три чаши пива» </span>
В советское время у нас было непозволительно сравнивать народы по способностям и достижениям: интернационализм требовал уравнивать их. Этот запрет был неким предшественником современной западной политкорректности, имеющей и достоинства, и недостатки. Война развязала языки по отношению к немцам — у них появилась масса природных недостатков, но ненадолго. Зато у русских открылась масса достоинств и преимуществ — и уж это прочно. Ныне в обстановке резко возросших национализмов и ксенофобии стало можно и модно меряться национальными преимуществами и строить на этом идеологию национальных обид и национального возрождения. Поскольку русские составляют подавляющее большинство населения нашей страны, русский национализм, замешенный на русских обидах, здесь наиболее заметен, хотя и это не самый яростный из наличных национализмов. Русские марши — одно из проявлений.
Как мне представляется, ученым воздерживаться от обсуждения преимуществ таких народов, как русский, смешно и глупо, когда сравнения у всех на слуху. Так же как воздерживаться от выявления недостатков. Нужно лишь соблюдать такт и трезвость при обсуждении этих деликатных материй, стараться найти истинные причины различий и их подлинное значение.
Как археолог я мог бы и не вдаваться в разбор причин крупных исторических процессов: наше дело, по-моему, снабжать историков добротными, хорошо проработанными археологическими источниками. Но многие археологи в той или иной мере также историки, кончали исторический факультет, а я еще многие десятилетия занимался и культурной антропологией. Причины и следствия исторических событий и процессов меня занимают до сих пор. В их числе причины одного процесса, явственно выступающего в археологии, — процесса расселения славян и чрезвычайно масштабного распространения русского народа.