Пугачёв тоже сыграл не последнюю роль в жизни главного героя. С самой первой их встречи, когда Пётр отдал Пугачёву тулупчик за то, что тот провёл их к деревне, зародилось взаимопонимание и память о добре, сделанном друг другу. Пугачёв и Гринёв – в разных лагерях, но человечность, уважение к личности других людей, к их простым чувствам объединяют двух этих героев. Пугачёв станет Петру посаженным отцом и благословит его с Машей на брак. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым. Правда и искренность отношений Гринева и Пугачева основана на добрых человеческих началах, на странном интересе друг к другу. Познакомившись в буран, герои продолжают встречаться в трагических условиях другой стихии - мятежа. В Гриневе поражает простота и человечность. Он искренен и честен. Образ Пугачева не столь однозначен. В нем поразительно сочетаются два лика.
В поэме Николая Алексеевича Некрасова "Русские женщины" использованы <u>разные размеры и рифмовки</u>.
Первые две части, озаглавленные "КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ" написаны ямбом, с мужскими рифмами и имеют чередование парной и перекрестной рифмовки.
П р и м е р ы:
<em>1. Покоен, прочен и легок</em><span>
<em>На диво слаженный возок;</em>
</span><span><em>Сам граф-отец не раз, не два</em>
<span><em>Его попробовал сперва.</em>
Здесь рифмовка парная: АА ББ ( каждые две строки рифмуются между собой)
<em>2. </em></span></span><em>Далек мой путь, тяжел мой путь,</em>
<em> Страшна судьба моя,</em>
<em>Но сталью я одела грудь...</em>
<span><em> Гордись — я дочь твоя!</em>
</span> Здесь рифмовка перекрестная: АБАБ (первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой)
Следующие 6 глав, объединенные названием "<span>КНЯГИНЯ М. Н. ВОЛКОНСКАЯ" написаны амфибрахием с мужской рифмой в нечетном стихе и женской в четном имеют перекрестную рифмовку.
П р и м е р:
</span><em>И вот, не желая остаться в долгу</em>
<em>У внуков, пишу я записки;</em>
<em>Для них я портреты людей берегу,</em>
<span><em>Которые были мне близки,</em>
Здесь рифмовка перекрестная: АБАБ</span>
Главный герой поэмы, Руслан, великодушен, храбр, чувствителен, решим, верен любви своей, чести и добродетели, но вспыльчив и нетерпелив. Он напоминает Ахиллеса. На свадебном пиру :
...страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И щиплет ус от нетерпенья.
Отправляясь вместе с тремя своими соперниками отыскивать похищенную Людмилу,
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
...
Руслан уныньем как убит;
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит.
В пещере благодетельного Финна, лежа на постели из мягкого моху перед погасающим огнем,
...ищет позабыться сном,
Вздыхает, медленно вертится.. .
Напрасно! витязь наконец:
"Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою,
И сон не в сон, как тошно жить".
Нетерпеливый, он считает каждое мгновение -- и, едва показался день,
Выходит вон. Ногами стиснул
Руслан заржавшего коня;
В седле оправился, присвистнул;
...
И скачет по пустому лугу.
Грозный Рогдай, умыслив прежде, нежели освободить Людмилу, умертвить Руслана, догоняет его и вызывает на смертный поединок.
Руслан вспылал, вздрогнув от гнева;
Он узнает сей буйный глас.. .
Начинается единоборство -- и неукротимый Рогдай, ужас сильных, погиб от руки Руслана.
Размышления русского богатыря на старом поле брани выведены из его положения; они показывают его возвышенный образ мыслей, чувствительность сердца и ненасытимую жажду славы.
О поле! поле! кто тебя
Усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья?. .
Времен от вечной темноты,
Быть может, нет и мне спасенья!
Быть может, на холме немом
Поставят тихий гроб Русланов,
И струны громкие Баянов
Не будут говорить об нем.
Рассерженный огромною головою Черноморова брата, задержавшею его на пути, в вспыльчивости он дает ей пощечину, но опомнясь, дарует жизнь; мужественно бьется дорогою то с богатырем, то с ведьмою, то с великаном, достигает цели желаний своих, побеждает Черномора и, не находя нигде своей супруги, снова теряет терпение, сердится.. .
...Неистовый, ужасный,
Стремится витязь по садам;
Людмилу с воплем призывает,
С холмов утесы отрывает,
Все рушит, все крушит мечом --
Беседки, рощи упадают,
Древа, мосты в волнах ныряют,
Степь обнажается кругом!
Далеко гулы повторяют
И рев, и треск, и шум, и гром;
Повсюду меч звенит и свищет,
Прелестный край опустошен --
Безумный витязь жертвы ищет,
С размаху вправо, влево он
Пустынный воздух рассекает.. .
И вдруг.. . нечаянный удар
С княжны невидимой сбивает
шапочку-невидимку! Людмила найдена -- и витязь наш утихает; с унынием и слезами берет он ее на руки и тихим шагом едет к Киеву. Ласково приветствует Руслан чудовищную голову Черноморова брата:
Здравствуй, голова!
Я здесь! наказан твой изменник!
Гляди: вот он! злодей наш пленник!
Нежно беседует он с юным Ратмиром, сделавшимся пустынником, и, как Божий гром, упадает на беспечный стан печенегов; рубит, колет, топчет богатырским конем, освобождает престольный град, прощает убийцу Фарлафа, похитителя Черномора, пробуждает Людмилу и вместе с нею упадает в объятия Владимира.
Возможно, он не хотел показывать другим, что он не может сам себя прокормить. Не хотел быть зависимым от других. Был очень гордый.
Я никогда не читала военной литературы, кроме Ремарка. Ну а Ремарк это далекое и вообще очень поэтизированное...Не читала, потому что предчувствовала, что это будет не о той войне, которая была. ... Это будут книги об отваге, о большой и непобедимой стране и тд и тп. Эти книги тоже важны, но мне надо было другое.
Я случайно узнала об этой книге и с первой страницы поняла что это-та правда, которой не хватало. Чем больше читала Алексиевич, ее простую сдержанную историю поисков, чем дальше уходила в повествовании тем страшнее становилось. Я откладывала книгу, потому что короткие воспоминания в 7 предложений для меня были страшнее и сложнее чем все ужастики и триллеры вместе взятые. Это очень страшная книга. Но очень нужная. Я возвращалась к этим чудовищным строкам, продиралась сквозь свою злость и негодование, сквозь собственную ненависть к войне и ко злу... и получала очищение. Люди, женщины, хрупкие создания от Бога, выжили в этом мраке. Они смогли...
Эта книга меняет. Очищает душу и разум от наносных глупых тревог и увлечений. Учит видеть человека в другом и в себе. Я много читаю, но очень мало было таких меняющих, таких значимых книг.
Обязательно к прочтению каждому.